Газета,
которая объединяет

Не меньше, чем поэт

Литературные явления современности – глазами воронежского критика
Рубрика: от
Автор:

«Терпение земли и воды» – так названа новая книга Вячеслава Лютого, объединившая статьи о значительных литературных явлениях современности. Издана она, проиллюстрированная сюжетами русского лубка, в ГУП ВО «Воронежская областная типография – издательство им. Е.А.Болховитинова» тиражом в 500 экземпляров.

Отрадно, что среди персоналий, «подвергшихся» критической мысли, оказались воронежские авторы. Их творчество рассматривается с той же тщательностью и ответственностью за сказанное, что и труды известных российских поэтов и писателей: Александра Солженицына, Юрия Кузнецова, Владимира Личутина. Поэтому воронежцев, неравнодушных к местному литературному процессу, в пору смело направить в книжные магазины: с Вячеславом Лютым можно соглашаться и спорить, опираясь на внятно, грамотно изложенные соображения и привлеченные «к делу» постулаты.

Любителям работать головой

Собственно, этот момент – щедро развернутая, поданная с доказательным подкреплением мысль – один из главенствующих. Именно благодаря ему книгу Лютого – будто бы специ­фически направленную – легко рекомендовать широкому читательскому кругу: любите работать головой – будет интересно. В сборнике дан не только анализ творчества того или иного автора: критик, о чем бы ни писал, непременно увязывает литературную составляющую с философской. И отчасти публицистической. Размышляет то есть, не только о том, как сделано нечто художественное, но и – ради чего. С какой подоплекой, какой исторической аллюзией, отсылом к социуму и т.д. Немаловажно, что практически весь спектр художественных средств, используемый литературным творчеством как таковым, Вячеслав берет себе в помощь. То есть он, по сути, разговаривает с поэтом-писателем – где-то полемизирует, где-то, наоборот – языком художественной литературы. Но – с оглядкой на законы жанра: без академичной эрудиции этот жанр непременно будет профанировать.

Так, обращаясь к произведениям конкретной поэтессы, Лютый пишет: «В поэтической речи Кан нет резонерства и петушиных уверений в неизбежности русской победы над злом. Но есть какое-то тайное знание, что эта победа определенно произойдет: будто взгляд сверху на времена и судьбы, когда детали скрыты дымкой…» А особенно приятен факт оценки критиком (которого к либералам отнести сложно) деятельности бесчисленных лжепатриотов. Горланов-главарей, которые, к сожалению, успешно пудрят мозги доверчивым «простым» пролетариям. Ну, верит наш народ гневным агиткам на тему «верните советскую власть»! И что тут удивительного: объяснения – они ж на поверхности.

Посмотри на себя

«…Компромиссная практика, – уместно здесь процитировать книгу, – становится комфортной и уже целенаправленно ведет лишь к обустройству частной жизни. С прискорбием скажем: это касается многих речей и поступков нашей патриотически настроенной интеллигенции, которая никак не может отделаться от чисто крестьянского, рачительного подхода к собственному интеллектуальному хозяйству. Но если для крестьянина такой хозяйственный эгоцентризм продиктован особыми его отношениями с землей... то каждый, кто взял себе в качестве профессии работу ума, не вправе пользоваться крестьянкой практикой и поистине обязан относиться к себе куда более жестко, нежели к обществу и собеседнику. Не требуй от человека больше, чем ты сам способен совершить…»

Замечу, что это – не менторство, не проповедь. Но – право высказываться со всей прямотой и откровенностью, заслуженное опытом: профессиональным и человеческим. Судите сами: Вячеслав Лютый, будучи одним из ключевых сотрудников журнала «Подъем», относится к немногочисленной когорте критиков по умолчанию. Однако ж ему этого явно не достаточно: человек, читая громадное количество книг и рукописей, аналитически отрабатывая прочитанное, постоянно совершенствуется. Понимаю, что не настолько свежо звучит данная формулировка, как хотелось бы (у нас многие термины и слова затерты и, соответственно, дискредитированы), но уверена: суть явления «Вячеслав Лютый» и объяснение успешности оного – именно в них. При том наш критик в своей вдохновенной уверенности в сказанном – тот же поэт. Только не скованный формальными поэтическими условностями.

Опоры мироздания

Может он, между прочим, и устыдить. Возможно, ненароком, сам того не желая. К примеру, находит читатель между строк прописную истину, о которой предпочитает не помнить (так удобней) – и куда от нее теперь денешься? Хочешь не хочешь – придется с этим разбираться. Особенно с учетом того, что тон изложения подобных вещей – подчеркнуто интеллигентный; критик в подобных случаях пальцем ни на кого не показывает, но эффекта добивается поразительного. Потому что самое главное – не вдалбливать собеседнику нечто «правильное», а как можно предметнее это «правильное» показать. И все становится на места – как бы само собой…

«Есть терпение земли и воды, терпение воздуха – и терпение человека, христиански кроткого. Природа словно бы говорит о скромности и смирении, которые, поистине, являются опорами мироздания. В их отсутствии она легко отринет человека и вернется в кипящее состояние, забыв прежние Имена и Поручения. Ибо само послушание уже подвергнуто нами издевательскому осмеянию и названо излишним».

Думается, ради подобных наблюдений и выводов и должно анализировать работу всякого творческого человека. А уж литератора, который глаголом жжет сердца людей, – в первую очередь. Что и сделано Вячеславом Лютым – воронежским критиком, суждения которого выходят далеко за границы нашей области.