Газета,
которая объединяет

Не узкий круг

В воронежском музее показывают отечественную классику позапрошлого века
Рубрика: Культура№77 (2152) от 17 / 10 / 2017
Автор: Анна Жидких

Человеку, пытающемуся сформулировать для себя максимально точное определение живописи как вида изобразительного искусства, однозначно показано посещение выставочного зала художественного музея им. И.Н. Крамского. Там на днях открылась выставка «В кругу товарищей. К 180-летию со дня рождения И.Н. Крамского», объединившая знаменитые шедевры юбиляра и его не менее выдающихся современников, художников-передвижников. У созерцателя этого великолепия враз отпадет потребность в поисках искомого определения: достаточно единожды, а лучше несколько раз увидеть выставленные холсты – и без слов будет понятно, что такое настоящая живопись.

Дебют на публике

Архип Куинджи, Исаак Левитан, Григорий Мясоедов, Василий Поленов, оба Васнецовы, наш земляк Александр Бучкури – активный экспонент первого художественного объединения России «Товарищество передвижных художественных выставок», идеологом которого до конца своей жизни оставался Крамской. И, конечно, творчество самого Ивана Николаевича широким спектром вкупе с биографическими экскурсами и справками, сопровождающими знаковые картины.

Все экспонаты выставки – из фондов музея, однако значительная их часть показывается в Воронеже впервые, что концептуально отличает нынешний показ от предыдущих выходов классики на зрителя. Этот факт подчеркнул директор музея Владимир Добромиров, назвав его особенностью выставки, которая не должна была выглядеть «повторением пройденного». Так что у некоторых работ – настоящий дебют на публике.

В их числе – полотно Владимира Маковского «Водяная мельница», незаконченный этюд Федора Васильева, офорты Ивана Шишкина, карандашные рисунки Ильи Репина. От одних фамилий в материале – тесно; перечисленные художники, по сути, «сделали» русскую живопись конца XIX века, утвердив своей деятельностью ключевые вехи в развитии русского искусства. Тем удивительней, что паломничества на открытии выставки не наблюдалось; даже профес­­с­и­оналы, воронежские мастера, в большинстве своем посетить вернисаж нужным не сочли.

Под новым соусом

Встречают посетителя самый известный автопортрет Крамского и слова под ним, которые можно расценить как духовное завещание мастера: «Человек рожден жить и делать дело непременно в кругу товарищей. А открывается экспозиция ранними рисунками Ивана Николаевича, датированными годами его обучения в Академии художеств. Особое внимание организаторы обращают на эскиз к конкурсной картине на получение золотой медали (в ту пору – уже второй по счету) «Поход Олега на Царьград. 1861». Вверху эта вещь «сдобрена» красным сургучом – личной печатью ректора академии Федора Ивановича Бруни и его собственноручным вердиктом «Утверждено ректор Бруни».

Эпицентром экспозиции выбрана работа 1837 года «Портрет С.Н.Крамской, жены художника и С.И.Крамской, дочери художника». Неподалеку – еще одно легендарное полотно, «Портрет А.И.Крамского, сына художника». Видимо, семьянином автор был не менее выдающимся, чем живописцем.

И, собственно, таким же рисовальщиком. Как он умел передать объем в графическом изображении – это фантастика какая-то! К примеру, портрет сына в младенчестве можно рассматривать так же долго, как огонь и воду…

А еще Крамской в свое время, в студенчестве, не побоялся апробировать технику соуса, новую для тогдашней России. Соус – такие мягкие мелки из смеси сажи, глины, мела, клея, красителей. Может быть черным, белым, коричневым, серым и обеспечивает ценные для художника эффекты – бархатистость и мягкость тональных переходов, зрелищный «перепад» светотени. Работы со столь привлекательными нюансами на выставке тоже есть, так что она, кроме всего прочего, еще и разнообразием техник характеризуется.

Гении творили, что тут скажешь…