Газета,
которая объединяет

Метафора гипса и бронзы

Воронежцы получили возможность увидеть «другого» Бурганова
Рубрика: Культура№ 23 (2002) от
Автор: Анна Жидких

На третьем этаже постоянной экспозиции Воронежского областного художественного музея им. И. Н. Крамского открылась персональная выставка известного московского скульптора Александра Бурганова, которая проработает по 30 апреля. В экспозиции – около 20 произведений автора из собрания Московского государственного музея «Дом Бурганова».

Суровый стиль

Тот читатель, которому Александр Бурганов знаком исключительно как автор воронежского памятника Ивану Бунину, будет приятно удивлен: Александр Николаевич – не только выдающийся, всемирно известный скульптор. В его творческом арсенале – чудо какие графические разработки. Настоящая поэзия – метафоричная, прежде всего. Подтверждающая выводы искусствоведов о том, что «для Александра Бурганова природные и человеческие формы связаны бесконечным процессом взаимных метаморфоз».

У Александра Бурганова счастливая творческая биография, отражающая эпохи и художественные направления, которые меняли друг друга в промежуток времени с середины XX века до наших дней. Бурганова называют художником «сурового стиля» – за лаконизм и монументальность форм. А также – мастером реалистического портрета, заставляющего вспомнить о лучших традициях отечественной пластики.

Бурганов – постмодернист, один из наиболее ярких сюрреалистов современности, легко трансформирующий формы ради острого художественного выражения новых реалий. В этой многогранности – абсолютная творческая свобода: мастер не просто существует в художественном потоке времени, но выделяется ярким творческим почерком.

Нужны годы

Все вышесказанное воронежская выставка демонстрирует сполна. На ее открытие художник приезжал самолично – с дочерью Марией Александровной.

– Понимала ли я масштаб личности отца в детстве? – задумчиво повторила мой вопрос «папина дочка». – Сложно сказать, на ходу не ответишь… Я ведь все свои годы провела в мастерской, где создавались произведения Александра Николаевича. И эта жизнь была обыденностью… Зато т еперь как искусствовед могу, несомненно, оценить масштаб его личности. Знаю его разные грани, историю всех вещей, их биографию. Скульптура ведь не создается быстро. Нужны годы: сначала работа придумывается, проговаривается. Везде валяются какие-то наброски, бумажки… Со временем они, к сожалению, выкидываются, теряются… Потом доходит дело до маленьких эскизов – из пластилина. Их тоже сминают, бросают, взамен рождаются другие. И лишь спустя годы выпестовывается какой-то образ. Формируется большое произведение. С которым мы, семья, знакомы со стадии почеркушек. Прожили с ним вместе определенную жизнь.

– У которой из представленных на выставке скульптур – самая богатая биография?

– Затрудняюсь ответить: все они кочуют из одного времени в другое… Но это очень интересно: биография произведения искусства – от замысла до результата. И жизнь произведения: в залах, на улицах, на выставках, в запасниках… Особая история, да.

Маленькие жизни

– А если бы вас попросили определить одну характерную особенность творчества вашего отца – что выделили бы?

– Он мастер композиции, исключительно яркий. Придумщик такой – несмотря на возраст. Неординарный и очень актуальный. Работы Александра Николаевича необычайно современны; думаю, благодаря чертам его характера. Он прожил большую творческую жизнь, в рамки которой, как у всякого художника, поместилось несколько маленьких жизней. Тех, в которых творческий человек обращает внимание на разные стили, явления и т.д. Но, проживая их, не теряет стержня настоящего художника – личностного почерка. Неважно, куда такой автор движется, в какие исторические времена; главное – не сидеть в своей раковине. А важно, что он ведет диалог с обществом, с эпохой – посредством скульптуры – своим языком. Мне кажется, Александру Николаевичу это удалось. Удалось построить собственное мироздание в том самом диалоговом пространстве.

справка «берега»

Александр Николаевич Бурганов – Народный художник России, Действительный член Российской академии художеств, Почетный член Российской академии архитектуры и строительства, лауреат Государственной премии СССР, доктор искусствоведения, профессор. Работает в монументальной и станковой скульптуре, графике, является автором литературных произведений и многочисленных научных статей и монографических исследований по теории изобразительного искусства. Родился 20 марта 1935 года в Баку, в семье учителя математики. Получил высшее художественное образование в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское). С 1986 года возглавляет кафедру монументальной и декоративной скульптуры Московского государственного художественно-промышленного университета им. С.Г. Строганова, основанного в 1825 году.

Есть мнение

 Александра Бурганова называют одним из основателей российской школы архитектурно-декоративной пластики. Искусствоведы признают, что он сформировал особое направление в отечественном монументальном искусстве – «бургановскую школу композиции».

интересно знать

Московский Государственный музей «Дом Бурганова» – особое архитектурно-художественное пространство, спроектированное и созданное самим скульптором. Здесь находится не только экспозиция работ Александра Бурганова, но и мастерская, творческий процесс в которой продолжается. В экспонируемых личных коллекциях художника – искусство античной классики, русская средневековая скульптура и народное творчество, искусство Западной Европы и Африки, уникальные книги и гравюры.

творческий багаж

Среди самых знаменитых монументальных произведений Александра Бурганова – ансамбль скульптур под открытым небом во Франции, памятники Юрию Гагарину в Канаде, Александру Пушкину в Вашингтоне, Василию Жуковскому в Баден-Бадене, «Два императора» в Брюсселе, и так далее. Основные же его работы украшают Москву: «Принцесса Турандот» расположилась у театра им. Вахтангова, «Пушкин и Натали» – у музея-квартиры Пушкина на Арбате, памятник Михаилу Лермонтову установлен на Молчановке. Среди творений мастера – портреты русских художников на станции «Третьяковская» Московского метрополитена, бюст Андрея Тарковского в Большом Афанасьевском переулке, рельефы храма Христа Спасителя и многое другое.