Газета,
которая объединяет

На свое усмотрение

Галерея «Нефта» в отсутствие реализма
Рубрика: Культура№ 98 (1381) от
Автор: Анна Жидких

Истину про то, что визуальное творчество неиссякаемо, в очередной раз подтверждает выставка современного искусства «ART LIBITUM», работающая в «Нефте». Концепция традиционного, шестого по счету проекта отражена в его названии, которое перекликается с латинским выражением «AD LIBITUM». В мире музыки этот термин означает «игра на усмотрение исполнителя».

Свои «импровизации» представили на зрительский суд четырнадцать художников – в основном, известных. Помимо воронежцев, в авторах экспозиции – липчане Алексей Калитвинов и Никита Старик; эти живописцы обогащают своим присутствием «ART LIBITUM» ежегодно.

Красный фон

На руку восприятию новой выставки играют обновленные интерьеры галереи: теперь стены в помещении – красные. При этом цвете драпировки произведения смотрятся как бы «концентрированнее»; общий колорит – более, в сравнении с прежним, сгущенный, а значит – более выразительный. Потому как совершенно неожиданные эффекты порой проступают.

Взаимосвязи экспонатов и особенностей оформления залов, где они выставляются, давно замечены и проанализированы искусствоведами. Замечательно, что «Нефта» считается с объективными законами публичных демонстраций произведений искусства. Но главное, конечно, – содержательное наполнение очередного показа.

Разнообразие манер и художественных систем, предлагаемое авторами выставки, не мешает ей быть цельной. Ведь посыл у живописцев, графиков и скульпторов, выставивших работы, одинаков: их творчество не стремится к академичности. Художники объясняют это просто: слепо копировать действительность не интересно. Каждый озабочен поисками новых форм, нового языка, моделирования иной реальности, чем и оправдан показ: любой эксперимент – не что иное, как движение вперед. Поэтому он всегда позволителен, а зачастую и привлекателен.

А гости кто?

Гораздо больше, чем гости, порадовали хозяева; воронежцы определенно сильнее своих липецких коллег. Интересно, что липчане пытаются брать, так сказать, мыслью: саркастичный Калитвинов как бы апеллирует к многоречивой философии Старика. Оба, каждый по-своему, пытаются эпатировать зрителя, быть оригинальными во что бы то ни стало; самоцель такого стремления очевидна, и, на мой взгляд, с искусством она имеет не самые тесные отношения. Хотя тому же Никите Старику никак не откажешь в профессионализме; в плане голой техники он – мастер. С позой – тоже полный порядок: работы художника снабжены эффектной сеточкой кракеллюров (имитация трещин на картинах, якобы придающая им «возраста»); такой «обязательной» программе зрительское внимание обеспечено. А вот с чувством меры – не без проблем: эклектичное смешение стилей (тут и символизм, и абстракционизм, и их частные ответвления) – штука не запрещенная, но требующая безукоризненной эрудиции и высокого вкуса. Только в таком случае работы не отпугнут необязательностью образов и ложной многозначительностью. Прошли времена, когда под новым словом в искусстве признавалось желание дерзить и плыть против течения.

Алексей Калитвинов в какой-то мере воспроизводит ту же, что и Старик, эстетическую схему, но – в более облегченном варианте. И, сдается, – в более симпатичном; чем меньше претензий – тем оно приятнее. Думается, однако, что обоим липецким художникам нужен прорыв из давно очерченного круга – хотя бы ради следующей встречи с воронежским зрителем.

The best

Местные авторы являют творческие лица куда четче. Разумеется, кто-то нравится больше, кто-то – меньше, но объясняются эти моменты делом вкуса. Выделю тех, кто впечатлил особо: это дебютант «ART LIBITUMа» Ольга Гурьева, представившая декоративные композиции-панно в редчайшей технике «живопись по керамике», Михаил Викторов со своими умными живописными работами-притчами, Александр Мельниченко, показавший широкие возможности современной скульптуры. Творчество перечисленных авторов выносится на зрительский суд не так часто, как работы Сергея Горшкова или Ивана Бондарева; только в силу этой данности я не внесла двух последних в «the best». Сами же по себе произведения Горшкова и Бондарева – как всегда, классные.

Сергей представил деревянные скульптуры, вырезанные из цельного куска дерева: тут и пластика материала, и сила его жизненная, и сопротивление – на отличную оценку. Плюс никогда не изменяющие Горшкову фантазия и способность рассказать старую сказку на новый лад: он и непосредственность – близнецы-братья. Остается верен себе и Иван Бондарев – тончайший колорист (по мне, такой «тип» художника ценнее рассказчика, повествователя, философа и иже с ними), поэтически преобразующий пастельные тона на своих картинах в нечто умиротворяющее, неуловимое и притягательное.

Стальная история

Ольга Гурьева умеет сотворить то, что называется высокой гармонией. Специалисты отмечают: даже в сложной «живописно-керамической» технике ей удается достичь эффекта акварельности, прозрачности и легкости изображения. Для художницы нет мелочей: она настолько скрупулезно продумывает произведения (вот уж чьи работы действительно хочется назвать этим словом), что на их восприятие «трудится» даже рамка. Или, в случае с керамическими натюрмортами, ее отсутствие; контекст изображения для Ольги не менее важен, чем оно само. Отсюда – изящество линий, тонов и оттенков палитры.

Михаил Викторов тоже весьма точен в живописном слове. Он как бы конструирует свою действительность, обобщая впечатления от жизни – и эти впечатления узнаваемы. Аллюзии – читаемы. Образы – не только уместны, но и, кажется, – единственно правильны. А Александр Мельниченко настолько творчески подходит к созданию скульптуры, что невольно сожалеешь: ну очень редко позволяет себе автор свободу выбора темы! Заказы, конечно, дело нужное, но… Каким позитивом «пышет», к примеру, композиция из двух самодостаточных, но прекрасно работающих в связке скульптур – «Будильник сантехнический» и «Кот». Последняя находится под первой; смысл – «просыпающаяся» поутру сантехника «будит» будильник, на звук которого тут же вскидывается стальной котище. А добрейший Дон Кихот! А женский «Торс» – с крестиком и чертом в одной плоскости; в женщине, по мнению автора, чего только не намешано…

Смех не без причины

На грядущий юбилей Воронежа остроумно отозвался Валерий Мишунин: выставил яркое лоскутное одеяло, раскрывающее городскую тематику. Клочки разных цветов и информационного наполнения объединены в гигантский четырехугольник – чем не наш мегаполис? Интересна графика Джорджа Сиухина, привлекающая внутренней динамикой и грацией. Запоминаются сложные метаморфозы (скорее даже – сущности) Виктора Мануковского: некие пограничные, призрачные состояния, перетекающие одно в другое и причудливым образом пересекающие собственные границы. А в чистом виде сюрреализм представлен работами непрофессионального художника, адвоката Константина Прозоровского; сотрудники галереи квалифицировали их как своеобразную машину времени. Работа «204 километр»: синий волк сидит в глубине (можно предположить) логова. Круглый выход вверх (тоннель?), обрамленный мелкими человеческими фигурками – в светлое небо. «То ли есть то место, то ли его нет…» А чтобы прийти в веселое расположение духа – стоит задержаться у аляповатых тотемов Евгения Чепурина: разгул не сочетаемых красок вкупе с примитивностью формы – и зрительский рот самопроизвольно растягивается в улыбке.