Газета,
которая объединяет

Другие люди

В Воронеже Год литературы открылся стихами
Рубрика: Культура№ 1 (1861) от
Автор: Анна Жидких

Презентация новой, восьмой по счету книги поэта Галины Умывакиной, известной не только в нашем городе, прошла в один из первых дней наступившего 2015-го. И вполне уложилась в формулу «три в одном», непроизвольно выдернув из памяти крылатое «поэт в России – больше, чем поэт».

Помимо собственно представления сборника «Воронежские сюжеты», которое само по себе – событие заметное, мероприятие дало старт литературной программе Камерного театра, где и состоялся вечер. И, кроме того, открыло на наших черноземах Год литературы, объявленный в России ее Президентом.

Без помпы и парада

Последнее, впрочем, обстоятельство обнадеживает не слишком: как показывает практика, на подобного рода декларации мы горазды. Но ни одной культурной революции таковые еще не учинили. В лучшем случае громогласные сановные «объявления» приводят к увеличению в государственном масштабе номенклатурных «пунктов», появление и реализация которых призваны пустить народу, действительно пекущемуся о духовности нации, пыль в глаза. Оно, конечно, никакое упоминание о том или ином культурном событии, персоне и т.д. лишним не бывает. Но когда видишь, как хорошее дело превращается в профанацию и отписку «для галочки» – смешно и противно.

В свете этих размышлений презентация «Воронежских сезонов» выглядит событием едва ли не знаковым. Для нашего города – уж точно; достаточно сказать, что ни одно «официальное лицо» в тот вечер со сцены речей не произносило. Хотя поздравить Галину Митрофановну пришли заместитель руководителя департамента культуры области Эмилия Сухачева, начальник городского управления Иван Чухнов, супруга губернатора Татьяна Гордеева. Цветы по завершении вечера и слова искренней благодарности за талант, сказанные непосредственно автору презентуемой новинки, а не на публику – вот и вся «чиновная» реакция... Вроде, пустяк, но – внимание на себя обративший; в цивилизованном обществе люди именно так себя и ведут. «Без помпы и парада», если вспомнить Довлатова.

Организационная сторона дела была выстроена в унисон творческой. В самом начале праздника Галина Митрофановна сделала оговорку: на протяжении всего вечера в зале будут звучать только стихи (причем каждый из выступавших сам выбирал, что читать). Так оно и было, не считая редких и кратких «прозаических» включений гостей и «принимающей стороны» в лице художественного руководителя Камерного театра Михаила Бычкова. Впрочем, и он, процитировав поздравительные сообщения, прочитал затем стихотворение, ему посвященное; Галина Митрофановна щедра на поэтические знаки внимания к интересным людям Воронежа. И прочих мест Земного шара.

Из такого «сора»

Открыл вечер поэт Валентин Нервин. Продолжили его коллеги – три умницы и красавицы Полина Синева, Вера Сафонова, Елена Дудукина. Эстафету от поэтов приняли актеры Камерного театра, родственники и друзья Галины Митрофановны. В целом действо в черно-белых, преобладающих на сцене тонах – мужественных! – явно перекликалось с поэтикой Умывакиной, подчеркивая ее и иллюстрируя. Вот и установилась «правильная» атмосфера вечера – одновременно приподнятая и будничная, строгая и лирическая. А по совокупности – емкая, пронзительная. Стихи Галины Митрофановны – того же поля ягоды. И, что очевидно из «Воронежских сюжетов» – не только стихи.

Так получилось, что новую книгу Умывакиной я прочла еще в электронном виде. И не могла оторваться именно от прозаических вещей, которыми она открывается. Это, опять же, посвящения товарищам по творческому цеху и поэтической юности, дань памяти и уважения великим деятелям русской литературы – эссе и воспоминания.

Порознь они в разное время публиковались в воронежской периодике и, думается, уже тогда были оценены по достоинству. Но только теперь, собранные воедино под книжной обложкой, эти опусы сполна характеризуют автора как человека, способного замечать деталь и возводить ее до обобщения, умеющего быть снисходительным к чужим слабостям и благодарным за чужой дар, наставничество, дружбу, любовь. И (что никак не менее важно для литератора) – обладающего собственным узнаваемым стилем, интонационно ярким и грамотным с точки зрения владения и «русским разговорным», и «русским письменным». Поверьте, это – не правило даже для профессионалов, членов писательских Союзов, к сожалению.

А еще читателю, пока с книгой не знакомому, предстоит открытие Умывакиной как живописца повседневности, способного делать стихи буквально из всего. Тут Ахматову вспомнишь с ее сором, из которого они бесстыдно растут.

«1964 год. Мы оба – первокурсники филфака ВГУ, – читаю в эссе, посвященном филологу и журналисту Александру Валагину. – Саша старше меня на семь лет, и у него за плечами, как говорится, немалый жизненный опыт: техникум, работа на заводе, армейская служба. Но меня привлекает другое: он начитан, красноречив, галантен, его единственный костюм чист и наглажен, туфли начищены. Словом, он был мне интересен, и я с благодарностью принимала знаки его внимания... В общежитии его соседом по комнате был легендарный филфаковский поэт Аркадий Слуцкий, из-за бытовой безалаберности которого все заботы по минимальному благоустройству и поддержанию чистоты и порядка возлагались на Сашу. Нередко можно было застать такую картину: Аркаша в своем неизменном черном свитере возлежит на кровати, отстраненно глядя в потолок, а Саша снисходительно выгребает из-под поэтического ложа окурки, клочки бумаги, бутылки и прочие атрибуты стихосложения. Быть может, уже тогда он понимал или начинал подозревать то, о чем годы спустя неоднократно мне говорил: поэты – другие люди?»

Признание в любви

Сама Галина Митрофановна тоже читала свои стихи – неповторимым грудным голосом, с которым трудно соперничать даже признанным исполнителям; именно авторское прочтение открывает слушателю умывакинскую глубину – человеческую и лирическую. Которую можно только чувствовать или не чувствовать; на уровне рацио – не передашь. А насчет самого факта организации поэтического вечера, Умывакина подчеркнула: никогда прежде полноценной презентации книг не устраивала. Были лишь отдельные выступления и камерные, при небольшом стечении народа, творческие вечера. Что же касается «Воронежских сюжетов» – здесь собрано все, связанное с Воронежем.

– Просто захотелось признаться в любви городу, где я прожила практически всю жизнь, – отметила Галина Митрофановна. – В книге можно найти имена Бунина, Кольцова, Платонова, Мандельштама, упоминания о знаковых местах Воронежа. И, конечно, люди, живущие рядом, близкие друзья и коллеги – герои моих стихотворений и эссе.

Останавливаясь на необычном для Воронежа формате презентации, стоит пересказать слова Михаила Бычкова о том, что вечер Умывакиной – первая, но далеко не последняя ласточка под крышей Камерного. Литературная программа театра будет реализовываться по мере поступления достойных предложений. Для которых, по заверению худрука, Камерный театр всегда открыт. Потому что его цель – стать культурным центром Воронежа. А таковой по определению предназначен для того, чтобы знакомить горожан с творчеством самых разных авторов. При этом формат мероприятий мыслится вариативным: презентации книг и литературные вечера будут проводить как на Большой сцене, так и на Малой. А, возможно, и в театральном кафе.

Перспектива такого подхода к делу радует: та же презентация книги Галины Умывакиной с точки зрения сценичности напоминала детально продуманный и выстроенный спектакль. Успеху которого во многом способствовало оформление: поэтические строчки и музыкальные пассажи звучали на фоне лаконичной и умной графики тольяттинской художницы Марины Шляпиной. Что вовсе не эксклюзив для Камерного, где умеют выбирать людей для сотрудничества. Потому как исповедуют тот принцип, что в театре мелочей не бывает...