Куда катимся?
На улице клиентов автошкол – праздник: наконец-то в этих «частных лавочках» должны навести порядок! Надежду на позитивные перемены вселяют поправки к законам «О безопасности дорожного движения» и «Об образовании», внесенные, напомним, российскими парламентариями еще прошлой осенью. И вот год спустя дело сдвинулось с мертвой точки.
Тут прямо как в песне: кто хоть однажды видел это, тот не забудет никогда. В пору моей (трехлетней давности) учебы на автокурсах удовлетворительным было только преподавание теории. Может, это – общее место обучения, может, женщина-педагог попалась добросовестная, не знаю. Тем разительней оказался контраст с практикой: когда нашу группу распределили «по коням» и, соответственно, инструкторам, взвыл практически каждый «студент». Машины оказались – все до одной – старьем вазовского разлива (вместо иномарок, обещанных рекламой), которое и профессионала способно в тупик загнать. А наставники удивили безоглядной высотой духа, не позволяющей снизойти до повторения материала, пройденного накануне: у местных шумахеров – собственная гордость! Хотя как раз мне в этом плане повезло: инструктор сразу дал понять, что два раза талдычить одно и то же не будет. И я мобилизовалась настолько, что сразила его понятливостью, которая чем дальше, тем больше педагога злила. Нужно же дополнительные, помимо официально оформленных, часы вождения брать! А мне, получается, незачем?..
Нехитрый расклад со всей непосредственностью учитель озвучил после экзаменов в ГИБДД. «Надо ж, – разулыбался великодушно, – как ты меня обломала!» И, не откладывая дела в долгий ящик, предложил «компенсацию» за облом: ездить-то я собираюсь не на дряхлом ВАЗе. Так, может, на время адаптации к нормальной машине педагог пригодитсятаки? Он – всегда к моим услугам! Тогда как в «законный» период обучения у него, как у Деточкина, систематически обнаруживались различные болезненные родственники: то дочка на даче занемогла и нужно срочно, именно в час нашего урока, за ней мчаться, то тетя, лежащая в больнице, просит привезти лекарство. А под конец эпопеи маму инсульт разбил...
В итоге оплаченных часов мы с моим благодетелем полностью не «откатали». И когда сейчас я нахожу в реформациях строчку про увеличение количества таких часов (прежде максимум ограничивался 50-ю, теперь поднят до 56), хочется спросить: что в практическом смысле это даст ученику? С учетом технологии, описанной выше; не думаю, что она – эксклюзивное изобретение моего наставника. Куда лучше платить за обучение на колесах по факту: сколько часов отъездил – столько и купил.
Понятно, почему школы на это не идут. Но непонятно, почему идти их никто не обязывает. Зато есть в законах требование оборудовать учебные помещения столовой! Глупость, конечно: зачем столовая там, куда люди приходят на полтора часа?
Что касается педсостава – против человеческих качеств закон, увы, бессилен. Но в нем «прописано» ограничение по возрасту (инструктором можно работать только по достижении 25-ти лет) и стажу вождения (от 5-ти лет). Оговаривается и то, что преподаватель должен иметь высшее образование; требование полезное, но, сдается, трудновыполнимое.
Ключевым же видится «пункт» насчет автодрома; от него требуется быть просторным (минимальная площадь – 2 400 кв. м), с обязательным асфальтобетонным покрытием. А я бы еще добавила, что автодромы нужны как таковые; моя, опять же, группа больше стояла в очередях «на тренажеры», чем ездила. Потому что одним автодромом пользовались масса школ; их руководители находят, куда пристроить «кататься». А саночки возить – дураков нет. Так что потенциальному учащемуся автошколы я посоветовала бы выбрать ту, у которой есть, для начала, свой автодром.
Тем, кому советы давать поздно, можно посочувствовать: нынешним ученикам «светят» проблемы с получением водительских прав. К сотрудничеству с ГИБДД не допускаются школы без лицензий; количество этих «заведений», в связи с новыми требованиями, стремительно растет. Так что скоро автошкол сильно поубавится. И – как следствие – обучение в них станет совсем уж дорогим удовольствием.