Газета,
которая объединяет

Стильные импровизации

Художественная галерея «Нефта» демонстрирует творчество воронежцев и курян
Рубрика: Культура№ 91 (1806) от
Автор: Анна Жидких

Ежегодная выставка современного искусства «ART LIBITUM», на днях открывшаяся в «Нефте», верна, что называется, себе. Концепция показа отражена в названии, которое перекликается с латинским выражением «AD LIBITUM». В мире музыки этот термин означает «игра на усмотрение исполнителя».

Остроумная замена «ada» на «art» сути дела не тронула. Они – авторы нынешнего «ART LIBITUMа» – опять и снова творят кто во что горазд. И это в данном случае – комплимент, удостоверяющий наличие у каждого из художников, включенных в экспозицию, лица необщего выраженья.

Не первая встреча

Свои «импровизации» представили на зрительский суд как хорошо известные, особенно искушенному зрителю, воронежские мастера, так и их коллеги из соседнего с нами Курска. И это – традиция тоже; предыдущие «ART LIBITUMы» активно знакомили местных ценителей изо с липчанами.

Имен, надо сказать, немного. Воронежская «сборная» – Михаил Викторов, Виктор Мануковский, Иван Бондарев, Валерий Мишунин и разбавившая мужскую компанию Галина Чеснокова. Все – авторы, способные заворожить одной только стилистикой работ. Которые в силу этого обстоятельства – всегда свежи.

«Нашим» в унисон «звучат» курские гости – Юрий и Ирина Глюдза, Владимир Конищев, Валерий Мезенцев и Александр Конев. Для воронежцев с некоторыми из перечисленных художников эта встреча – не первая: курян и «Нефту» связывает давнее, плодотворное сотрудничество. И – развивающееся: в течение этого года в Воронеже планируется еще ряд персональных выставок курских участников нынешнего проекта.

Цельная и умная

Будучи подчеркнуто разными, авторы «ART LIBITUMа» отличаются сходным посылом к творчеству: оно имеет мало отношения к реализму. Художники объясняют это просто: слепо копировать действительность неинтересно. Каждый озабочен поисками новых форм, нового языка, моделирования иной реальности, что, безусловно, похвально: любой эксперимент – не что иное, как движение вперед. Поэтому он всегда позволителен, а зачастую и привлекателен.

Разнообразие манер и художественных систем, предлагаемое авторами выставки, не мешает ей быть цельной. И – умной; не так часто, между прочим, такое можно утверждать в отношении коллективных показов. И если воронежские художники в этом смысле – отнюдь не темные лошадки, то адекватное курское дополнение к ним воспринимается приятным сюрпризом.

Может ли наскучить диалог с отчасти парадоксальным, но – всегда художественно обосновывающим эти парадоксы Михаилом Викторовым? Его работы – многословны, интеллектуальны, изобретательны. Метафоры Викторова иной раз беспощадны с точки зрения «социального» их толкования, но чаще «читаются» притчей, нетривиальным высказыванием. Доказательства тому – картины «Тир», «Загадки сфинкса», «Натюрморт с флейтой».

Этой выставки краски

Не нарадуюсь на Ивана Бондарева. Этот художник все больше набирает в эмоциональности, амплитуда его лирических переживаний становится все размашистей. На сей раз Иван показывает себя откровенно экспрессивным, скажем так, импрессионистом; работы – побудительные какие-то. Более настойчивые, чем прежде («Мечтание при свечах», «Утро фламинго», «Лисья охота», «Поцелуй Дездемоны»). В ту же примерно сторону динамика – у Валерия Мишунина («Птица над городом», «Самовар», «Натюрморт с картиной»). А Виктор Мануковский – загадка везде и всюду. Та, что узнается с полуоборота; этого художника ни с кем не перепутаешь. Впрочем, не его одного.

Из гостей отмечу Юрия Глюдзу – может, и не без попсовости автор, но – цветовик очень темпераментный, напористый, честный («Сиреневый натюрморт», «Маки»). А чувство цвета лично я, как зритель, ценю более многих прочих; по-моему, оно – синоним (и признак) «настоящей», органической живописности. График Глюдза тоже, безусловно, яркий, что прослеживается в работах «Урбанистические структуры», «Натюрморт». Подкупает лаконичность, нарочитая безыскусность – с флером, в тонкостях поданная – Владимира Конищева («Птицы», «Вечером», «Лифт»), мечтательная легкость Валерия Мезенцева («Сон», «Ню», «Улетевшая птица»), убедительная сочность Александра Конева («Бархатный сезон», «Морле. Бретань»).

В общем, «ART LIBITUM-2014» порадовал. Как, заметим, всегда. Поэтому – дай Бог, и он – не последний.