Газета,
которая объединяет

Главного глазами не увидишь

Воронежцам показали театр с неожиданной стороны
Рубрика: Культура№ 72 (1787) от
Автор: Анна Жидких

Новый зрительский опыт получили воронежские театралы, побывавшие в дни Платоновского фестиваля на представлении Московского театра кукол. «Майская ночь» – фантазия на тему хрестоматийных гоголевских произведений – квалифицирована программкой как «спектакль с закрытыми глазами».

Для меня просмотр этой вещи обернулся самым, пожалуй, значительным впечатлением от фестивальной театральной программы. Не потому, что спектакль продемонстрировал архиизобретательные постановочные ухищрения, а тем более изыски. Потрясли сама идея и попытка режиссера сделать спектакль для «людей с ограниченными возможностями». В нашем случае – незрячих. И попытка эта обернулась значительным культурным событием.

В непривычной роли

«Майская ночь» начинается не с вешалки, а еще до встречи с ней: на входе в театральное фойе зрителю вручают абсолютно непроницаемую для света повязку на глаза. Садясь в зрительское кресло, ты можешь ею воспользоваться – и тогда для тебя спектакль пройдет в кромешной темноте. Как и для восьмерых людей, находящихся на сцене вместе с актерами: они в повязках – все до одного.

Воронежский вариант восьмерки сложился, исходя из необходимости адаптировать спектакль москвичей к новой площадке в незнакомом городе. Поэтому на сцене мы наблюдали не только «ограниченные возможности», но и – местных артистов, пожелавших участвовать в действе. Не вставая со стула и безмолвно, что для них – тоже ноу-хау. Я не могла не поинтересоваться у актера Камерного театра и ТЮЗа Юрия Овчинникова как оно – в такой-то непривычной роли? Оказалось – потрясающе: спектакль, со слов артиста, с первых тактов «забирает» включенностью в него – и зритель, существующий «внутри» истории, становится полноправным ее героем.

Я, впрочем, забежала вперед, не успев пояснить: «Майская ночь» – спектакль, воспринимаемый на звук, вкус, тактильные и обонятельные ощущения. Кто хочет, конечно, тот еще и смотрит «в оба» за происходящим на сцене; мне, к примеру, был интересен визуальный ряд. А те, чьи глаза оказались закрытыми, «смотрели» с учетом этого обстоятельства – и тоже все «увидели»!

Ищите женщину!

Тиха ли гоголевская ночь? Отнюдь! Она озвучена скрипом дверных петель хаты, где живет красавица Оксана, мечтающая о черевичках, чистым журчанием речных струй, уютным стуком глиняных мисок о деревянный стол, ароматом свежеприготовленных галушек и молодого огурчика с грядки. А птицы в духмяной темени как поют! А парубки с дивчинами какими яркими чувствами исходят!.. Весь спектр того, что можно «поймать» ухом, руками, кожей и т.п. (а главное – душой), проявился в спектакле столичного театра.

Выскажу мысль, может, спорную, но лично для меня – безусловную. Такую тончайшую, буквально ажурную вязь всего и вся могла создать только женщина. Она ее и создала: режиссер спектакля – Каролина Жерните. Мастер из Прибалтики, способный, как выяснилось, выступать человеком мира. Потому что сострадание, сочувствие слабому национальности не имеют.

В начале спектакля зрителей попросили вести себя так, чтоб не единого звука не было – на то время, пока актеры не проведут «до места» людей с повязками на глазах, поочередно появляясь из-за кулис на пару с «подшефным». И, знаете, тишина царила гробовая; очень важный и трогательный момент – «спровоцировать», скажем так, то самое сострадание. И под этим углом зрения (необязательно, опять же, физического) воспринимать действо – свежее и светлое, как стремление режиссера сделать жизнь человека с проблемным здоровьем интереснее и содержательнее.