Газета,
которая объединяет

Без фанеры

Рубрика: от
Автор:

Долгожданное лето пришло неожиданно: так бывает. Тот, кто успел укатить за моря-дола, вкушает сезонные прелести за пределами столицы Черноземья, с чем его и поздравляем. Однако воронежцам, которым в ближайшее время экзотические путешествия не светят, вряд ли стоит по этому поводу расстраиваться: у нас наступают «Соловьиные вечера».

Я в этом году соловья уже слышала – на даче, в Березовке. Щелкал в тополях так, будто, кроме его песни, этот мир не должен воспринимать ничего. И «тот», кстати, тоже: по другую сторону посадок – Буденновское кладбище. В солидном отдалении, но птаха старалась так, что вокал ее доносился, кажется, чуть ли не до Воронежа. Невольно сопоставишь земное и небесное, поразишься неотвратимости единства и борьбы противоположностей…

Впрочем, философствования едва ли важней реалистичной информации: 24-­25 мая, в следующие выходные, Центрально­-Черноземное отделение Союза охраны птиц России приглашает нас поучаствовать в ежегодной акции «Соловьиные вечера». Это всероссийское… хотела сказать ноу­-хау, но – нет: акция проводится пятнадцатый год. Причем наш город стоял у истоков сей лирической затеи: с весны 1999­-го местные орнитологи собирали материал для «Атласа гнездящихся птиц города Воронежа».

Про лирику я обмолвилась исключительно в силу особенностей натуры (которой, увы, свойственен уход от действительности). Составление же «Атласа» преследовало сугубо утилитарные цели: сбор сведений о гнездящихся в городе птицах и их численности. Плюс привлечение внимания воронежцев к проблемам существования пернатых.

«Атлас» появился в прошлом году – при активном участии «простых» горожан. Лично меня это нисколько не удивляет: по журналистскому опыту знаю, что живее всего народ реагирует на неформальные материалы о животных, природе вообще. Так вот, согласно этой книжке, количество воронежских соловьев в год выхода издания оценивалось в 240­-290 гнездящихся пар. Такая «сумма» – слагаемое телефонных сообщений жителей города о фактах «соловьиных» выступлений. Благодаря тому же источнику орнитологам удалось выяснить, что самый заселенный этими птицами «фрагмент» Воронежа – Березовая Роща. Было б чему удивляться: соловей, кроме всего прочего, – индикатор состояния окружающей среды, а в «Березке» в этом плане все нормально. Если же природа начинает страдать – соловьи, не мешкая, покинут даже обжитую годами территорию. Подобный «демарш» – сигнал SOS для городских парков, скверов и прочих оазисов. Меж тем «Атлас» самое существенное сокращение количества птиц зафиксировал в центре города. Если в 1999­-2005 годах крылатые «вокалисты» наблюдались на этой территории в 13­-ти «квадратах», то в 2006­-2012 – только в трех. Почувствуйте разницу. Причина такого положения вещей – точечная застройка и расчистка парков, ликвидировавшие небольшие островки зеленых насаждений (зарослей), необходимых для устройства птичьих гнезд.

И вот нам опять предлагают посчитать соловьев. Для этого нужно, во­-первых, отыскать место, где они поют. Чаще всего соловьи облюбовывают заросли кустарников или невысокие деревья, предпочтительно у воды. Заниматься их поиском лучше либо вечером, на заходе солнца (после 20.00), либо утром (часов в 7-­8). Днем, правда, соловья тоже можно услышать – было бы у него «настроение»! Заметим, что поющие экземпляры – исключительно самцы; они подают голос для того, чтобы «застолбить» территорию и привлечь самку. А вот строительством гнезда и насиживанием кладки занимается только дама. Зато когда детки появляются – самец помогает самке выкармливать птенцов, практически прекращая петь. Не до развлечений…

Если вы услышали соловья – сообщите об этом в координационный центр акции, позвонив по телефону 8-­952­-552­-46­-25 или 275-­82­-28. Можно прислать сообщение на электронную почту entoma@mail.ru. Оно должно назвать адрес соловьиного пения – район и улицу города (пригорода), номер дома, возле которого раздаются трели. Если соловей обнаружен в парке – надо уточнить, в какой его части, вблизи какой аллеи и т.д. Местом «находки» может быть палисадник около дома, пустырь, полоса кустарника вдоль железнодорожных путей или автодороги – все что угодно. Даже ближайшая помойка.

По результатам собранных в «Соловьиные вечера» сведений орнитологи внесут «адреса» поющих птиц в картографическую базу данных. Ее приходится систематически обновлять: век соловья недолог (самая старая окольцованная особь прожила в природе 8 лет 11 месяцев). Тот, кому кажется, что это – чепуха по сравнению с мировой революцией, ошибается: первооснов существования планеты Земля никто не отменял.