Газета,
которая объединяет

Еще раз про любовь

Воронежский театр драмы представил премьеру спектакля по пьесе Тома Стоппарда
Рубрика: Культура№ 33 (1748) от
Автор: Анна Жидких

В афише театра им.Алексея Кольцова – новая строчка: спектакль «Входит свободный человек», поставленный режиссером из Санкт-Петербурга Александром Баргманом. В основе – ранняя одноименная пьеса известного британского драматурга Тома Стоппарда, изначально называвшаяся «Прогулки по воде».

На мой вкус, лучше бы название не менялось: в первородном, метафоричном варианте оно отчетливо намекает на своеобразную святость главного героя, которая делает его человеком не от мира сего. Незадачливый изобретатель-самоучка Джордж Райли если и не ходит по воде, то в облаках уж точно витает. Зачем, почему? И с какой, собственно, результативностью?..

Малое дитя

Так бывает – смотришь вроде бы неплохой спектакль и по ходу дела понимаешь: пьеса, по которой он поставлен, сама по себе никчемна. Наш случай – скорее противоположный: потенциал драматургического первоисточника премьерный спектакль кольцовцев выдает сполна. Конечно, тема лишнего человека – в той или иной ее интерпретации – априори выигрышна: все, выходящее из ряда вон, испокон веков привлекало человечество. Но и конкретный характер, выписанный Стоппардом, небезынтересен – и не только для психоаналитиков. Нарочито банальные, будничные ситуации, предложенные автором главному герою, выбраны безошибочно: предлагаемые обстоятельства вынуждают персонажа сполна проявить всю свою, мягко говоря, неординарность, делающую его «свободным человеком». И ставящим эту «свободу» контрапунктом нормальному, с точки зрения интернационального большинства, течению жизни. Где чудаки – всегда болячка на ровном месте.

Жанр спектакля определен режиссером как «надежды в двух действиях». Вопроса определение не вызывает: да, про надежды в «Свободном человеке» много чего рассказано. Но, сдается, пьеса Стоппарда – все-таки не столько о них. По большому счету, и в этом я абсолютно убеждена, она – о любви. Тут бы поставить восклицательный знак, но я этого не сделаю…

Можно ли – совершенно бескорыстно и, более того, без расчета на какую-никакую ответную благодарность (то есть жертвенно) – дарить это искреннее чувство упертому неудачнику? Который всю жизнь питается небесными кренделями, являясь обузой для жены и дочери (отпрыск ссужает папашу деньгами и попрекает при каждом удобном случае)? И кого сам он, изобретатель этот липовый, годный лишь на то, чтобы, как малое дитя, в момент увлечься эффектной «шняжкой» из пьяного паба, способен любить?..

Между часами и дождем

Недотепу Джорджа играет народный артист России Валерий Потанин. Любимец публики, давно и основательно покоривший ее своими пластическими, прежде всего, грандиозными возможностями. В создании образа Райли они, на мой взгляд, играют двойственную роль. С одной стороны, Потанин безусловно интересен как раз пластическим рисунком роли и темпераментом, который выстраивается именно этому рисунку благодаря. С другой – равнозначного партнерства с исполнителем главной роли в спектакле, увы, не наблюдается: Валерий ярко, местами даже вдохновенно солирует, играя в удовольствие и упиваясь собственным мастерством, но… Один в поле не воин. Смотреть на него, как всегда, интересно, но на цельность постановки это отрадное обстоятельство не работает. Напротив, оказывает медвежью услугу.

Что же касается любви, должной все сильнее ощущаться по мере разрастания коллизий «Свободного человека» – ее, кроме Татьяны Егоровой, исполнительницы роли жены Джорджа Персефоны, никто не играет. Хотя пьеса, еще раз подчеркну, «болеет» любовью на всем своем протяжении: конфликтной, местами уродливой, но – любовью. Молодые актеры не демонстрируют это никак; их «партии», к сожалению, поверхностны и бескровны.

В качестве резюме споем славу безумству храбрых – безотносительно воронежского варианта постановки: Джордж, единственной удачей которого были до поры часы с боем, изнуряющие членов семьи гимном Англии, изобрел-таки нечто великое – комнатный дождь для цветов! Классический хеппи-энд: все довольны, все смеются. Зритель – тоже улыбается. Нормально, что же: все хорошо, что хорошо кончается…