Газета,
которая объединяет

Февраль, как господин

Галерея «Нефта» показывает коллективное творчество воронежских и липецких художников
Рубрика: от
Автор:

О том, что февраль годится не только на «достать чернил и плакать», но и создавать «изобразительные» шедевры (равно как и любоваться ими), рассказывает выставка, открывшаяся в начале недели в художественной галерее «Нефта». Творчество известных воронежских художников, к которым примкнул липчанин Никита Старик (давно и надежно обживший нашу галерею), представлено в экспозиции, имя которой дал последний месяц зимы.

Без Бориса Леонидовича мы, однако, не обойдемся. Пастернак – как, может, никто другой – понимал и про «грохочущую слякоть», которая «слезами черными горит», и про «обугленные груши», и про «стихи навзрыд». Выставка в «Нефте» звучит в унисон великим строфам: все то же своеволие природы, день ото дня скатывающейся в капризное межсезонье – поэтичное, прекрасное в своей безобразности.

Светит месяц

Итак – февраль. Наш, центрально­черноземный. Его, кроме упомянутого липецкого Старика, написали Максим Аникандров, Виктор Бойченко, Александр и Ирина Ворошилины, Александр Давыдов, Юрий Демьянов, Александр Ечеин, Владимир и Надежда Колесниковы, Виктор Мириленко, Александр и Татьяна Поплавские, Дмитрий Савинков, Константин Финаков. Конечно, эта «группа товарищей» в данном контексте не кажется принципиально «отфильтрованной», единственно возможной; в теории ряд авторов «февральской» выставки если и не стремится к бесконечности, то одним десятком явно не ограничивается. Певцов природы с воронежской пропиской – предостаточно. А уж зимний пейзаж – едва ли не песнь песней. Классика. Которая – уж так работают законы эволюции – всегда победит новацию. И что же преподает «академия» на сей раз?

«Вьюги да метели под февраль полетели; бегут по снегу, а следу нету… Месяц лютого голода, волчьих свадеб, налетов волков на деревни и маленькие города – с голодухи утаскивают собак, коз; залезают в овчарни по ночам… Снег из друга, сохраняющего тепло, для многих все больше теперь превращается в смертельного врага. Под его непосильной тяжестью ломаются ветви деревьев… Беда, когда после дневной оттепели ударит ночью мороз и покроет снег ледяной коркой­настом. Бейся тогда головой о ледяную крышу, пока солнышко не растопит наст! И метет­метет поземка, засыпает февраль­дорогорушник санные пути­дороги... Последний месяц зиме погулять, она и ударила лютой стужей. Хоть и крепки еще в этом месяце морозы, да уж не те, что были среди зимы. Солнце все чаще выглядывает, уж начинает пригревать. И небо уж не мерзлое, бело­голубого зимнего цвета. Небо синеет день ото дня», – писал Виталий Бианки в «Лесной газете». Наши художники, выбрав эти слова развернутым эпиграфом к выставке, продублировали наблюдения писателя: кистью, краской, линией. А прежде всего – настроением.

Легким движением рук

Они, конечно, очень разные – авторы новой экспозиции в «Нефте». И февраль у них – разный тоже. Банально говорить – у каждого свой, но это так.

Очевидно, что эффектная и вместе с тем теплая керамика Ольги Гурьевой – интеллектуальные сюжеты, ассоциативная «подложка» – никак не плод быстрых поделок на скорую руку. Работы – продуманные, диалогичные, требующие не буквального толкования, но – со­чувствия (в данном случае читать как «сопереживание») автору. А вот прозрачные акварельки Александра Ечеина кажутся сделанными на одном – бунинском – дыхании. Но – именно кажутся: Александр – мастер скрупулезной «шлифовки» произведений.

Каждый в своем ключе работают и чистые, скажем так, традиционалисты. Если городской пейзаж Константина Финакова нарочито, на мой взгляд, опрощен, то картины Виктора Бойченко и Александра Ворошилина, выполненные в том же жанре и той же технике, выдают стремления авторов говорить несколько приподнятым живописным языком; оба приема – вполне себе в тренде. А вот Ирина Ворошилина способна, кажется, противостоять любой безнадеге: ну, февраль, ну, волчий месяц, но разве мешает он радоваться жизни? И художница – радуется, заряжая зрителя неистребимым позитивом: ее фантазийный батик – противоядие сезонной хандре, авитаминозу и прочим неприятностям концовки зимы.

Не ждет милости от природы и Ольга Лисицина: смастерила чудненький уютный светильник – и какая ж разница, метель на улице воет или дождь льет? Что мне снег, что мне зной… Дальше вы знаете.

Одним словом, «Нефта» легким движением рук художников превратила февраль в начало весны – и кто бы с ней спорил! Лично я – пас.