Газета,
которая объединяет

Страшная сила

В музее им. Крамского украсили красивое
Рубрика: от
Автор:

Первые благодатные «всходы» на воронежском «Черноземе»: фестиваль современного искусства открылся выставкой «Украшение красивого. Элитарность и китч в современном искусстве». Она развернута в выставочном зале художественного музея имени И. Крамского, а составлена из работ русских авангардистов начала ХХ века, современных художников и произведений народного (примитивного) искусства.

Удивительно, но факт: полотна классиков концептуально объединены с образцами «китчевой» живописи в авторстве безвестных умельцев. Совместный проект Государственной Третьяковской галереи и Воронежского художественного музея им. И.Н. Крамского позволил показать не только работы, привезенные из Москвы, но и картины воронежских художников. В большинстве своем – из коллекции музея им. Крамского.

Уйти в Зазеркалье

Такой подход позволил объять почти необъятное: воронежские полотна начала ХХ века (Елена Киселева, «Портрет Андрюши», 1910), середины (Александр Герасимов, «Розы», 1945) и конца (Василий Шевченко, «Сломалась телега», 1995) соседствуют с картинами Ильи Репина, Константина Юона, Ивана Айвазовского.

Эксперты утверждают: «Украшение красивого» – абсолютно гениальный кураторский проект сотрудника отдела новейших течений Третьяковской галереи Кирилла Светлякова, выросший из традиции русского авангарда начала века и серии выставок товарищества «Искусство или смерть» (конец 1980-х). Взят обыкновенный китч, добавлено немного академизма – и гремучая смесь, взрывающая мозг зрителя, готова. «Пощечина общественному вкусу» – по-другому и не охарактеризовать замысел куратора», – ставит однозначный «диагноз» проекту журнал «Афиша».

По мнению самого Кирилла, бинарные оппозиции и культурные барьеры ХХ века сегодня – чистая условность. Поскольку традиционные формы искусства – высокого и низового – не существуют в том состоянии, в котором они пребывали в прошлом, даже относительно недавнем. В современной ситуации авангард и китч – уже не альтернативы. А скорее модусы восприятия, помогающие «расшифровать» практически любое художественное явление.

«Не сравнивай: живущий несравним», – советовал Осип Мандельштам. Кирилл же Светляков, объясняя, как правильно посмотреть выставку, дал альтернативную установку.

– Сравнивай, сравнивай и сравнивай, – директивно прозвучало при общении с журналистами. – Когда видишь несколько вещей, много вещей – есть возможность их сопоставить. Именно поэтому в поле зрения посетителя нашей выставки так много экспонатов.

Мало того, в экспозицию включена инсталляция с зеркалами: бросишь на них случайный взгляд – выставочное пространство неизбежно расширится, уйдет в глубину. И во внезапно открывшемся Зазеркалье, в окружении отраженных амальгамой китчевых композиций зритель увидит себя, любимого – чем не повод пошевелить извилинами на тему «высокого и низкого, далекого и близкого»?..

А зритель – кто?

По наблюдениям, сегодня обывательский интерес к наив­ному искусству растет не по дням, а по часам. Но может ли китч быть предметом серьезного коллекционирования?

– Конечно, – уверен Кирилл Светляков. – Коллекцию, ставшую основой нашей выставки, в силах составить любой человек, способный почувствовать и оценить подобные экспонаты. У зрителя не должно возникать ощущения, что это очень дорогая выставка, стоящая тысячи долларов. Нам хотелось сделать ситуацию открытой – именно с тем, чтобы каждый посетитель мог почувствовать себя коллекционером…

Есть здесь и, безусловно, серьезный смысл, и своя логика. И не о зрителе едином уместно вести речь в этой связи. Современные художники активно используют массовые представления о прекрасном, черпая ресурсы из лубочного искусства, фольклорных и псевдофольклорных пластов. На этот момент Светляков обращал внимание, читая на следующий после открытия выставки день публичную лекцию. Суть которой он изложил достаточно просто.

«Культ гениев и шедевров, до сих пор насаждаемый современными музеями, имеет романтические корни. Но на сегодняшний день он полностью подчинен обществу потребления: «гениев» и «шедевры» легко продавать. Авторитет шедевров отчасти блокирует восприятие и не дает зрителям реализовать свое право на эстетическое суждение. Следствием этого становится дурновкусие – отсутствие рефлексии. Современный музей должен отказаться от идеи демонстрации любого рода богатств и стать местом производства художественных ценностей, что невозможно без активного участия зрителей.

Другое дело, что таких зрителей уже не так просто определить с точки зрения социальных позиций: это, конечно, уже не крестьяне, не мещане, не пролетарии и даже не интеллигенты. Но тогда кто? Избиратели, пользователи, потребители? Вопрос остается открытым, поскольку традиционные сообщества, существовавшие ранее, практически распались, а новые общности находятся на первоначальной стадии формирования».

Слышать и уважать

Считается, что чего-чего, а китча в художественных закромах родины хватает. Но, убежден Светляков, если возникнет вдруг доселе неизвестный миру наив­ный художник, работающий на грани китча – его искусство будет принадлежать народу на тех же основаниях, что и труды авторов авторитетных. Воронежских – в том числе; так, сегодня уже практически невозможно найти работы местного художника Ивакина. А «Украшение красивого» украшено, помимо всего прочего, золоченым панно «Дети» воронежца Евгения Камбалина. Который как раз – полноценная единица в немногочисленном стане современных художников (то бишь авангардистов) центра Черноземья.

– Противостояние авангарда и китча, существовавшее в искусстве XX века, сейчас потеряло актуальность, – раз за разом повторял куратор. – Жестких границ между искусством авангардным и массовым, ширпотребным, больше нет. Сегодня все крайности сходятся; мы живем в эпоху схождения крайностей.

Румяные пионерки с мечтательным оптимизмом в очах и плакатный Сталин с фирменным «добродушным» прищуром. Будуар эстетствующего мещанина и деревянные охотники на привале (репродукция знаменитой картины Перова). Белоснежные настенные ангелочки в опочивальне и строительные носилки, смешно расписанные под «гжель»… Что-что, а иерархия художественных ценностей не просто обрушилась – с треском ухнула в тартарары.

Об относительности понятия «красота» говорил на открытии директор музея Владимир Добромиров; это, безусловно, многовариантная штука. И вот в музее нынче – красота как красота, в смысле украшательства. В чистом (так и хочется написать – безыскусном) виде. Украшательства нарочитого, наивного; китч – он и в Крамского китч…

– У меня есть совершенно точное ощущение того, что выставка «Украшение красивого» и фестиваль «Чернозем» есть начало нового диалога между всеми нами, людьми, имеющими отношение к культуре, – взяла слово руководитель департамента культуры и архивного дела Воронежской области Елена Ищенко. – Этого диалога, наверное, ждали многие; все мы – очень разные, и важнее важного – научиться слышать и уважать друг друга.

Елена Николаевна отметила прекрасную организацию выставки: сотрудники музея действительно показали себя высоко­классными профессионалами. В очередной раз – мы-то знаем…