Газета,
которая объединяет

ПИграничные исследования

В Центре современного искусства открыта выставка воронежского авангарда
Рубрика: от
Автор:

«Под знаком «ПИ». Краткое пособие для юных авангардистов» – название выставки, прописавшейся на проспекте Революции, 29. Если кто-то не знает: по этому адресу с недавних пор работает Воронежский центр современного искусства. И занимается, кроме всего прочего, еще и ликбезом: наш город – не самый крепкий оплот актуальных «изобразительных» течений, так что просветить народ на этот счет не лишне.

Если развивать мысль дальше, придется спорить о вкусах. А делать это явного повода нет. Данность одна: «авангардная» выставка – случилась. И готова, согласно концепции, разработанной кураторами Арсением Жиляевым и Николаем Алексеевым, открыть свои смысловые «запасники» любому желающему; вход на «современную» территорию – свободный.

В параллельных ритмах

Сколько комнат в ВЦСИ – столько «фишек» у новой выставки. В каждом «зале» – своя история; где-то ее творят бесформенные комки газет, где-то – демократичная до неприличия одежда. Есть уголки, отдающие дань теплоте старых плюшевых игрушек и новогоднему шарму по-советски, есть – отсылающие к символике овеществленного, но бездушного мира. Все, в общем, как в жизни. Набитой «с ног до головы» предметами, смыслами и их взаимодействиями.

Арсений Жиляев, теперешний москвич, а когда-то – воронежец, в ответ на просьбу прокомментировать выставку оговорился: история развития современного искусства в Воронеже уникальна и типична одновременно. Небольшая группа фанатичных энтузиастов, занимающихся новыми и непривычными для окружающей среды практиками, прокладывает свой путь сквозь толщу непонимания и безразличия. То ли интуитивно, то ли благодаря точной работе с доступной информацией эти люди попадают в ритм существования мировой системы искусства. И работают параллельно с ней – но в своем катакомбном, замкнутом сообществе. Где нет кураторов, критиков, выставочных залов. И зрителей тоже нет.

Именно такая ситуация сложилась в Воронеже десять лет назад: тогда здесь появилась «группа товарищей», объединившихся в междисциплинарный проект – нечто среднее между психоаналитической лабораторией и арт-институцией. Это промежуточное положение и родило на свет Божий «имя» проекта: ПИ.

И вот уже группа «Пограничные исследования» (если расшифровать аббревиатуру) устраивает литературные чтения, квартирные выставки, перформансы, акции в городской среде и на донском взгорье, снимает фильмы. Небольшой (по масштабам мегаполиса) процесс неожиданно стал толчком к развитию культурной ситуации в городе, зарождения современного воронежского искусства как явления.

Время покажет

Именно этому процессу посвящена выставка «Под знаком «ПИ». Пособие для юного авангардиста». О том, как зарождалось современное искусство в столице Черноземья, рассказывают материалы о местном музыкальном, литературном, общественном и художественном андеграунде последних десяти лет. Ради чего реконструирован ряд ключевых проектов группы «Пограничные исследования» – отдельные инсталляции и перформансы. Причем одной их демонстрацией дело не ограничится. На период работы выставки в ВЦСИ запланирована серия лекций: участники «авангардного» процесса расскажут о своем творческом пути. И о том, как стать настоящим авангардистом.

Кто заинтересуется темой – должен быть готовым к безжалостной ломке стереотипов. Сегодня многое, сделанное в Воронеже в начале нулевых, выглядит довольно непривычно. Однако, настаивают актуалисты, при сопоставлении художественных интенций провинциальных художников с поисками коллег во всем мире становится понятно, что во многом эти разработки совпадают. И показывают: соединение в творческом проекте исследования коммуникативной деятельности человека, перформативности и новых медиа является одной из наиболее интересных сфер современного искусства.

Сложновато? Пожалуй. Витиевато? Не без того. Но! Попытки новаторства, эксперименты, будь они самыми безумными, всегда симпатичны. И почти всегда сопряжены с необходимостью (для автора) объясняться, помимо чисто художественного жеста, «на словах»: люди хотят подтверждения того, что авторский замысел они «раскусили». Увидели и поняли правильно. А насколько такие экспериментальные попытки состоятельны – покажет время.

Альтернативная история

Пока же оно показывает: современные воронежские художники – такие, как Иван Горшков, Николай Алексеев, Илья Долгов – уже обрели свое творческое лицо, состоялись. Причем в большинстве своем эти и другие авторы, исповедующие родственное отношение к искусству, интересны как раз не только делом, но и словом. Они знают, ради чего трудятся – и умеют свои взгляды и старания обосновать.

Что же касается конкретной выставки – это ретроспектива. Практически музейная. Арсений Жиляев называет такой подход к конструированию экспозиции логичным: прежде чем расширять еще и еще пространство современного искусства, стоит показать городу и миру, с чего все начиналось. Обратиться, так сказать, к корням. Тем более, что в давний теперь уже момент создания некоторые вещи казались странными. А с течением времени эта «странность» вдруг нивелировалась. И оказалась вполне себе актуальным аналогом того, что сделано в современном искусстве в другой географической точке, от Воронежа далекой.

Параллельно с обнародованием произведений актуалистов сделана попытка написать альтернативную историю культуры нашего города. Историю новейшего периода, начиная с нулевых нынешнего столетия. Соответствующие выкладки представлены в геометрически банальных формах треугольничков-квадратиков, расположенных в рядок, в столбик – как угодно. На каждом – фиксация культурного, с точки зрения организаторов, события, произошедшего в конкретный год. Предсказуемость исключена: так, с «уведомлением» о назначении на пост воронежского губернатора Алексея Гордеева на равных соседствует информация про создание «концептуального музыкального коллектива».

Задача – удивлять

Выделить кого-то одного из участников коллективной выставки не всегда возможно, но в данном случае для меня разночтений нет. Иван Горшков – самый яркий представитель современной воронежской изобразительной среды (в плане системности подхода к творчеству могу поставить рядом с ним разве что Николая Алексеева). Его «Кладбище газет», реконструирующее акцию «Безусловный рефлекс», сопровождено красноречивой кураторской справкой. «С привлечением в группу Ивана Горшкова эстетическая сторона воронежского подпольного искусства становится все более и более выразительной. Акции начинают походить скорее на театрализованные представления внутри тотальных инсталляций».

Иные, впрочем, экспонаты привлекают не меньшей экстравагантностью и ее рациональным «содержимым». Так, комментарий к «Битве Синозерских» поясняет, что эта вещица, выполненная с помощью компьютера, есть «эмблематичная работа ПИ раннего периода критического анализа новых медиа. Постановочное фото повторяет фриз античной «Кентавромахии». Однако делает это довольно небрежно… Произведение… похоже на сломанную машину, которая вместо того, чтобы удивлять, разочаровывает. Вместо того, чтобы соблазнять, вызывает отвращение…»

Предлагаю вычленить из вышеизложенного контекста слово «удивлять». Как ключевое. В идеале удивление творчеством – задача-максимум всех, без исключения, художественных поступков (тексты, фото, видео, объекты и т.п.) представителей современного искусства. Воронежских – в том числе.