Газета,
которая объединяет

Концентрация счастья

В галерее «Х.Л.А.М.» открылась персональная выставка Сергея Базилева
Рубрика: от
Автор:

Москвич по месту жительства, киевлянин по рождению Сергей Базилев говорит, что всегда стремился на юг. И подразумевает под оным наш отнюдь не экзотический Воронеж, который с первого взгляда оценил как нечто «очень родное». Пустячок, а приятно: авторитетный живописец находит местные тона и полутона привлекательными…

Галерея «Х.Л.А.М.» предлагает воронежцам интересное знакомство: художника Сергея Базилева, выпускника киевской академии изобразительных искусств и художественных мастерских при санкт-петербургской академии художеств, называют одним из основоположников российского гиперреализма. Обстоятельство, не оставляющее вариантов: будем, так сказать, посмотреть – если мы культурные люди…

В русско-украинском ключе

Называется выставка «Аркадия». Так же, вспомним географию, как и центральная область в Пелопоннесе, от которой родилось понятие «Аркадия» – поэтический образ страны счастливой жизни, беззаботности и радости. Согласно общей концепции, аркадские пастухи, воспевавшиеся с фантастическими приукрашиваниями, сделались даже предметом отдельного рода поэзии – пасторали.

«К нам в гости приехал лучезарный, солнечный художник», – не скрывал радости на открытии выставки художественный руководитель «Х.Л.А.М.а» и друг Базилева Сергей Горшков. Он охарактеризовал воронежскую территорию как «странную» – в том смысле, что по ее оконечности проходит граница между Россией и Украиной. По причине чего наши люди поют и русские, и украинские песни. Говорят на великом-могучем и с тем же успехом балакают на мове, являясь носителями двух культур. В знак уважения к которым русские зрители во главе с бенефициантом-киевлянином хором спели украинскую народную песню: организаторы заранее оделили народ листочками с текстом, которые шли нарасхват. Впрочем, живопись это коллективное пение не затмило, хотя и вышло весьма душевным.

– Я очень давно и много слышал о Сергее Базилеве, но специально не хотел смотреть репродукции его работ, – поделился директор галереи Алексей Горбунов. – Потому как не сомневался, что рано или поздно познакомлюсь с этим искусством в оригинале. Что и случилось месяц назад в Липецке: то, что я там увидел, оказалось гораздо большим, чем ожидал. «Аркадия» в «Х.Л.А.М.е» – это та концентрация счастья, которой никогда прежде в галерее не наблюдалось. 56-я выставка по счету, а ничего подобного припомнить не могу. Я предполагаю, что, возможно, именно счастье, при всей эфемерности этого понятия, – предмет живописи Сергея Базилева. Или – искушение счастьем.

Советы постороннего

Палитра приехавших в Воронеж произведений – не просто теплая. Жаркая, если не горячая. Температуры автор и впрямь любит раскаленные, едва ли не тропические. И откровенно любуется моделями – не без карнавала, не без кайфа, не без драйва. С очень ярко выраженным стремлением одарить зрителя какой-то умопомрачительной жизненной силой, мощной, лучистой, струящейся энергией.

В выступлениях, в том числе и самого гостя, подчеркивалось: Базилев может быть разным. И бывает! Не только мажорным – мрачным тоже. Но, судя по мироощущению этого человека, у него и мрачность – не трагическая, с выходом. Обмолвился, к примеру, Горшков о забавном, сугубо бытовом эпизоде: по приезде Сергея в Воронеже несли они картину на квартиру, где ему предстояло расположиться. Навстречу – словоохотливый мужик: «Картину купили? Не забудьте ее обмыть!» А времени – 8 утра… «Мы-то об этом не думали! – веселился в продолжение горшковского рассказа виновник торжества. – Но пить лучше всего действительно с утра. Вечером – смысла никакого: зачем? Лег спать – и все…»

Базилев – не просто жизнелюб. Он принципиально открыт миру и хочет ему нравиться, не скрывая этого желания. Стремится, то есть, быть понятным. Что и имеет. При том художник «живьем» очень похож на свои работы – те же брызги эмоций, та же доверительность в общении, та же жадная жажда овладеть аудиторией. Показалось – не самоутверждения ради; просто-напросто есть у человека неподдельный интерес к окружению, и он хочет взаимности. Процесс, согласимся, естественный. А с самоутверждением проблемы вряд ли существуют: в активе члена Союза художников СССР Базилева – более 50 успешных, с резонансом выставок в России и за рубежом. Работы находятся в многочисленных музеях мира, в том числе – в Третьяковской галерее и Русском музее. Полотна художника хранят более двадцати музеев Европы и США, среди которых музеи современного искусства Германии – Питера Людвига в Кельне и Вальтера Бишоффа в Штутгарте. Произведения «киевского москвича» вошли также в собрание «Фонда помощи детям» ЮНИСЕФ при музее Прадо в Испании, корпоративные и частные коллекции Америки, Германии, Франции, Швейцарии, Японии.

Творческая автономия

Шутили много, смеялись еще больше – настолько светлый автор попался. Что не помешало взять серьезную ноту – она, в частности, прозвучала в рассуждениях о Сергее Базилеве искусствоведа (и по совместительству супруги) Ирины Базилевой.

– И как критику, и как человеку мне больше всего нравится в Сергее то, что он, оставаясь гиперреалистом, воспринимает реальность через собственное художественное видение. Поэтому у него – очень разные работы. На этой выставке – то, что было сделано практически за последний год. Радостные, прекрасные произведения, действительно южные. Почему-то Сергей с годами становится все более и более позитивным, хотя реальность российская развивается в обратном направлении. А он из себя берет такие вот краски и эмоции. Причем непридуманные – это на самом деле реализм. Часть реальности. Художник находит и использует определенные моменты, которые очень мало кто способен разглядеть, снимает их на камеру или видео-. Потом обрабатывает отснятое способом, одному ему известным, – и создается особый мир…

Да, создается, сомневаться не приходится. Что же касается конкретно «Аркадии» – любопытным представляется комментарий к выставке Алексея Горбунова.

– Аркадия была потеряна дважды: как реальность и как образ, – говорит Алексей Юрьевич. – Цивилизация разрушила очарование невинности, искусство со времен модерна отказалось от стремления к прекрасному. Сергей Базилев не пытается воскресить пастораль, поскольку древняя Аркадия была прекрасна в силу безыскусности. То есть не знала искусства. И нам уже не войти в эту реку. Что не мешает, переосмыслив ценность творческой автономии, посмотреть на творчество как на инструмент познания истины. Ведь по утверждению Иосифа Бродского, «всякое творчество направлено в ухо Всевышнего». И именно творческая автономия дает художнику возможность не только пережить «новую Аркадию», но и разделить ее с нами. «Аркадия» Сергея Базилева – очень тонкое, в толщину холста и нанесенной на него краски, пространство между настоящим и будущим. В этом пространстве есть как элементы реальности – пыль, ржавчина, упаковка, так и сверхреальные сущности: свет, радость, надежда. «Когда б вы знали, из какого сора...»

Знать мы, конечно, не знаем. Но, благодаря Сергею Базилеву, вроде как догадываемся – уже…