Газета,
которая объединяет

Приказано уничтожить?

Рубрика: Колумнистика№ 18 (1589) от
Автор: Анна Жидких

Совпадение из разряда судьбоносных: сетования подруги на то, что сыну не удается окончить институт по случаю его ликвидации, прозвучали одновременно с информацией об изменении критериев ежегодного мониторинга эффективности вузов. Таково решение Минобрнауки РФ, которое на первой волне «ликвидаторской» кампании приговорило к «списанию» заведения, неэффективность коих очевидной не является…

Ректоры «ненужных» заведений (в том числе – очень авторитетных, типа РГГУ и МАРХИ, не говоря уж о Литературном институте) потребовали пересмотреть теорию и практику «ликвидаторов». Общественное мнение присоединилось к руководству высшей школы; было ясно, что какие­-то шаги по исправлению ситуации последуют обязательно. Они не заставили себя ждать.

Теперь истину в последней инстанции попытаются найти с помощью биржи труда. Минобрнауки считает, что, проанализировав обращения туда выпускников вузов, можно выявить заведения, готовящие будущих безработных. Смелый вывод! Если еще и учесть, что новый критерий будет единым для всех вузов всех профилей. Под одну гребенку причесываться – не всегда трагично, но в данном случае…

Верите ли вы, читатель, что все безработные стремятся трудоустроиться через биржу? Особенно – выпускники вузов? То есть – молодые, востребованные работодателем люди? Другое дело, что зарплату на первых порах им, как правило, предлагают незавидную. И этот фактор, сдается мне, надо рассматривать как едва ли не определяющий.

Согласно исследованиям того же министерства, максимум безработных выпускников дают юристы и экономисты. Настораживает? Ответ положительный! Какие сферы в проворовавшемся отечестве самые коррумпированные, в том числе – и в образовании? Вернитесь на три предложения назад. Вряд ли кто­-то опровергнет тот факт, что дорогущее юридическое и экономическое образование в России получают прежде всего дети богатых родителей. И с какого ж перепуга они, не имеющие ощутимых, будем осторожны в выражениях, материальных проблем, пойдут работать за те три копейки, которые обещаны молодому специалисту? Лучше ничего не делать на бирже – практически за те же крохи. Выпускник же, у которого капиталпредержащего папы нет, вынужден вкалывать хоть за что-­нибудь. Поэтому те же, скажем, молодые инженеры – в лидерах трудоустройства.

Из истории и философии известно: кто ищет, тот всегда найдет. Правда жизни – на стороне этой фразы; кушать будет нечего – не только человек с любой специальностью, но и совсем без оной живенько найдет, где на хлеб заработать. Если сочтет нужным. Я, к примеру, систематически встречаю около дворовой помойки бомжа Борю, который учился в технологической академии курсом меня младше. Упоенно выискивает в контейнере предметы первой необходимости: бутылки, еду, тряпки. Давайте и нашу с ним общую альма-­матер проверять на эффективность – вот, выпускник «не смог» найти работу по специальности! Так же, как, впрочем, и я. В одночасье развернувшая трудовую стезю на сто восемьдесят градусов, перейдя «в журналисты». Нас с Борей уже двое, не вписывающихся в логику вершителей образовательной реформы…

Можно перечислить ряд причин, по которым человек не спешит (или не хочет) искать работу. И ряд этот будет если не к бесконечности стремиться, то и не к величинам первого десятка. Приходится банальности писать, но – приходится: жизнь несколько сложнее, чем представляют ее министерские головы. Ведь не только уровень «выпускной» безработицы хотят они в критерии взять. Еще намереваются оценивать специфические учебные заведения – творческие, транспортные и т.д. – с помощью дополнительных критериев, разработанных профильными министерствами. Замглавы Минобрнауки Александр Климов сообщил, что Министерство, в частности, культуры уже предложило оценивать сдачу абитуриентами творческих экзаменов и участие вузов в творческих мероприятиях – концертах, спектаклях и так далее… Не знаю, как там на транспорте, но эффективность культуры «замерять» количественными показателями – непрофессионалом без проблесков надо быть. А творческий экзамен – он что, отменяет человеческий фактор? Чем­-то в организационном плане отличается от нетворческого? Экзаменаторы – люди разные; та же коррупция с новой силой расцветет махровым цветом.

«Приказано уничтожить…» По безотказной формуле и пройдет, скорее всего, «оптимизация ликвидации» и в нынешнем году. Напомню, на прошлой неделе Минобрнауки опубликовало «прошлогодний» черный список, в котором – пять воронежских вузов и три московских филиала. В одном из них имел неосторожность учиться сын моей подруги…