Газета,
которая объединяет

Вундеркинд из Осетии

В галерее «Нефта» открыта персональная выставка Тимура Андиева
Рубрика: Культура№ 3 (1574) от
Автор: Анна Жидких

Насчет вундеркинда – комплимент слегка устаревший: в феврале юному художнику из Северной Осетии Тимуру Андиеву стукнет девятнадцать. Но с учетом того, что своим недетским даром он стал удивлять мир, будучи одиннадцатилетним мальчиком, а рисовать начал в пятилетнем возрасте – все сходится…

Галерея «Нефта» экспонирует в эти дни произведения Тимура Андиева, представляя его как стипендиата Благотворительного фонда «Дети России», созданного по инициативе Уральской горно-металлургической компании. Директор фонда Елена Устинова и презентовала выставку в Воронеже. Автор отсутствовал по причине более чем уважительной: первокурсник Владикавказского университета Андиев сдавал в день открытия своей «персоналки» первый студенческий экзамен.

Ясно мыслит – ясно излагает

– Мы стремимся оказать всестороннюю поддержку Тимуру и сделать все возможное для того, чтобы его творчество было востребованным не только в нашей стране, но и во всем мире, – заявила Елена на открытии выставки.

Москва, Владикавказ, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Киров, Шадринск, несколько городов Свердловской области… «Заграницу» Андиев тоже уже покорил: в 2008 году выставлялся в Белграде, в 2012-м прошла его выставка в Вене. И вот – год 2013-й, Воронеж, галерея на Кольцовской.

Первое впечатление: ты, зритель, оказался в окружение работ апологета Дали или кого-то из современных наивных сюрреалистов. При более внимательном просмотре обнаруживается, однако, система собственно Андиева: молодой человек окончательно сложившимся художником, может, и не выглядит, но четко выраженную художественную позицию и профессионализм демонстрирует. Работы – смелые порывы детской души вкупе со взрослым осмыслением жизни и смерти. Показалось, автора остро волнует тема одиночества: на холстах много «отдельно взятых» героев, в сущность которых юноша вдумывается с непоказным усердием («Монах», «Маэстро, «Икар»). Умеет Тимур показать общепринятые понятия по-своему – и это неизменно интересно («Каменное спокойствие», «Несвобода», «Круговорот жизни»). Приятно, что его философия – не противная, то есть – не натужная, когда можно к одному и тому же изображению «пригвоздить» массу толкований. Да еще обвинять зрителя, не принявшего ни одно из них, в тупости. Здесь – все предельно прозрачно: кто ясно мыслит – тот ясно излагает. И его правильно поймут – обязательно.

Как объятия

Цветовая гамма работ Андиева тоже подкупает: нет у него ничего заведомо мрачного, нарочито утяжеленного. Яркое, свежее пространство – таково поле деятельности и его «ягоды». Как ни странно, даже трагичная «Война, Цхинвал» не выглядит чем-то заупокойным: сочетание синего неба и красной земли – надежда на то, что тот, кто увидел этот до боли выразительный контраст и пропустил его через сердце, будет жить долго и счастливо.

«Мир оранжево-лазурных далей, где птицы летают, неся в клюве облака на ниточках, – характеризует творчество Андиева искусствовед Мадина Атаева. – Зрелость, особенный солнечный колорит и удивительная легкость живописи. Произведение юного мастера отличает свобода и быстрое движение кисти, которое не нуждается ни в предварительных эскизах, ни в долгом обдумывании. Они сохраняют легкость, непосредственность и особую просветленность. Холсты Тимура Андиева открыты миру как объятия и принимают его полностью. Талант в самом очевидном его проявлении присутствует в каждой работе Тимура. Талант не как результат пройденной школы, упорного труда или демонстрация приобретенных знаний, а талант – как данность, как Божий дар. Каждый, кто видел работы Тимура, не мог не ощутить их особой энергетики…»

Все так, именно так. Молодой художник Андиев – и впрямь очень позитивный человек; все его работы – с непременным выходом к свету. Тимур – своего рода миротворец, не воинствующий, не кричащий об этом на каждом углу. Но – имеющий уши… дальше все знают.