Газета,
которая объединяет

Берегись автомобиля

Рубрика: Колумнистика№ 124 (1552) от
Автор: Анна Жидких

С тем же успехом можно назвать эту колонку «Берегись пешехода», хотя именно о нем в первую очередь призван заботиться  ближайший воскресный день. Согласно резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, в третье воскресенье ноября отмечается Всемирный день памяти жертв дорожно­-транспортных аварий. В 2012-­м он выпал на 18 ноября.

Как­-то, перемещаясь по загруженной трассе на машине приятеля в пассажирском кресле, я легкомысленно посетовала: ну вот зачем все обочины заставили памятниками погибшим? Километр, другой проедешь – и опять скорбная пирамидка или венок. И так до бесконечности. Это ж как, наверное, нервирует водителя! На что услышала возражение: не нер­вирует, а отрезвляет. Напоминает о суровой реальности. Заставляет ехать осторожнее. Быть внимательнее. Преду­смотрительнее. И т.п. Сейчас, имея небольшой водительский опыт, не задумываясь, подпишусь под этим мнением: да, напоминать об опасности на дорогах, особенно российских, надо всеми возможными методами и при каждом удобном случае. Тут не до сантиментов.

Статистика – убойная: за десять месяцев в дорожно-­транспортных происшествиях в нашей стране погибли более 23 тыс. человек, ранены свыше 216 тыс. Большинство жертв аварий – люди в возрасте от 18 до 35 лет. Самый цвет… Основные причины ДТП (в том числе – и со смертельным исходом) из года в год не меняются: более 80 процентов от общего их числа – на совести лихачей, игнорирующих правила дорожного движения. В перечне наиболее распространенных инцидентов, приводящих к авариям – превышение скорости, выезд на полосу встречного движения и нарушение правил проезда перекрестков. Это – данные ГУ ОБДД МВД России, которым нет основания не верить. Но и самостоятельно дополнить приведенный список нетрудно: пешеходы в этом контексте – далеко не безобидные овечки. Им создать аварийную ситуацию – раз плюнуть.

Мы, ничтоже сумняшеся, сплошь и рядом переходим дорогу не по зебре, а где заблагорассудится. Предсказать такой пешеходный маневр невозможно: наши люди, как говаривала героиня «Покровских ворот», такие внезапные! Особенно – стар и млад: пожилые граждане и дети – самые многолюдные группы риска. Может, потому, что ни те ни другие не в силах понять: водитель не пропускает их, пересекающих дорогу в неположенном месте, вовсе не из вредности, как принято считать! Зачастую он просто-­напросто не успевает затормозить перед вывернувшимся препятствием. Или остерегается сзади идущего авто, которое не факт, что среагирует на резкое торможение. И «поцелует», извините, в зад…

Конечно, хамов и безбашенных экземпляров среди автолюбителей и профессионалов – предостаточно, это даже не обсуждается. И все-­таки нормальных, вменяемых людей – несравнимо больше. Если ориентироваться на них – надо бы отвечать взаимностью: соблюдением элементарных норм. Нет тут перехода – стоп! Не стоит перебегать дорогу! Даже если машин пока не видно: трагедия, как правило, происходит в доли секунд…

Кстати, о переходах – городских, регулируемых светофорами. Неподалеку от нашей редакции есть такой – и как же заметно изменилось положение вещей, когда соответствующие органы продлили «жизнь» зеленому человечку, разрешающему движение пешеходу! Прежде этот сигнал «горел» секунд, кажется, двадцать, теперь – вдвое дольше. Успеваешь спокойно перейти, не напрягая ни себя, любимого, ни человека за рулем, ожидающего разрешения тронуться с места. Реформировать таким макаром все городские светофоры – дорожно­-транспортных проблем непременно убудет. Я, к слову, на выходных в Липецке побывала – так там, согласно местным светофорам, времени пешеходу на переход дороги отпускается больше, чем в Воронеже.

А еще нас надо воспитывать поэффективнее, просвещать и впечатлять. Многие ведь воспринимают рассказы о дорожных страстях, как беллетристическое чтиво – «кто­-то кое-­где у нас порой», но не я. И тот же день памяти жертв ДТП широкой известности в России не приобрел (хотя Европа отмечает его с 1998 года). Нам как­-то ближе День святого Валентина...

Интересна тенденция: чем дальше от столицы – тем больше внимания грядущей дате, эффектней и зрелищней мероприятия, приуроченные к ней. В Уфе, например, 18 ноября собираются пустить по городу эвакуатор с разбитой в ДТП машиной. В Чите – тоже. А вот всевозможные круглые столы и профилактические беседы, запланированные сотрудниками ГИБДД, явятся, скорее всего, очередным пустым звуком. В отличие от прогноза Всемирной организации здравоохранения насчет того, что к 2020 году травматизм в результате дорожных аварий станет третьей основной причиной гибели и увечий...