Газета,
которая объединяет

«Воронеж спасет мир…»

В Острогожске стартовал художественный пленэр
Рубрика: от
Автор:

Лиха беда начало: прошлой осенью в Борисоглебском районе впервые в воронежской истории прошел пленэр, получивший название Третьяковского – опыт его проведения оказался успешным. И вот – дубль два, но по новому адресу: в Острогожске гостят (работая!) 16 художников из Москвы, Липецка, Тамбова, Курска, Белгорода, Орла, Воронежа.

Все они – участники художественного пленэра, посвященного 175-летию острогожского уроженца, выдающегося русского художника Ивана Крамского. Осознать значимость мероприятия не трудно, не дожидаясь его итогов: когда мы свои знаменательные даты отмечаем подобным образом, имидж Воронежа растет не только в «торгово-промышленных» кругах (что, безусловно, важно), но и в среде, которую принято называть российской культурной элитой (что важно никак не менее).

Тихая заводь у Тихой Сосны

Открылся десятидневный пленэр пресс-конференцией в музее им. Крамского. Вел собрание руководитель департамента культуры и архивного дела Иван Образцов.

– Сама острогожская природа подарила такое место, которое уже смогли оценить многие поколения художников – и благодаря именно Ивану Николаевичу Крамскому, – заметил Иван Дмитриевич. – Площадка, определенная для пленэра, – удивительная: тихая заводь, речка Тихая Сосна, умиротворяющие пейзажи… Вообще же в Острогожске проходит, особенно в последнее время, много выставок и иных культурных мероприятий, где тема Крамского является заглавной. Мне думается, что приезд на эту землю авторитетных художников, в числе которых – члены-корреспонденты Российской академии художеств, представители государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова, Строгановского училища – говорит о системной работе в данном направлении.

Помимо творчества как такового, в программе пребывания гостей в Острогожске – общение с питомцами детской художественной школы, которая носит имя Крамского (как и тамошний художественный музей). Вплоть до мастер-классов от академиков; надо ли уточнять, какой подарок получат юные дарования? И их педагоги.

– Мы еще не остыли после Третьяковского пленэра, – признался один из инициаторов острогожских событий, директор Воронежского художественного училища Сергей Гулевский. – Поэтому сегодняшний наш сбор абсолютно логичен.

Бесспорно, логичен: хорошего много не бывает. А в том, что пленэр даст результаты, подпадающие под эту категорию, не сомневаюсь: имена и творческий багаж участников – верное тому подтверждение. Впрочем, нет нужды торопить события.

Отдать дань культуре

О подготовке Острогожска к визиту художников рассказала заместитель главы администрации Острогожского района Светлана Хатунцева. Гостей намереваются познакомить с историей и традициями города, провезут с экскурсиями по крупным сельским поселениям – таким, как Коротояк, Сторожевое. Покажут творчество маленьких россиян: совсем недавно в музее им. Крамского в пятый раз открылась всероссийская выставка «Рисуют дети малых городов».

Творческий руководитель группы Олег Михайлович Савостюк в Острогожске уже бывал. И знал, на что идет, вернее, едет. Поэтому из его уст благодарность за организацию пленэра воспринималась отнюдь не дежурным реверансом «руководству губернии и города».

– Соединение нас, приглашенных на пленэр художников, в сегодняшней нестабильной, жуткой ситуации в стране мне кажется очень существенным, – рассуждал Олег Михайлович. – Потому что борьба за деньги превращается в развал, а борьба за культуру превращается в процветание. Кто-то хорошо сказал, что любая организация, любой институт – это не только память, но и развитие. Мы должны помнить о Крамском, как о факте развития великого русского искусства – это первое. И мне хотелось бы, чтобы наш пленэр был отмечен как знак уважения дорогому художнику русскому, Ивану Николаевичу Крамскому. Мы приехали сюда не просто писать картинки. Но – отдать дань нашей культуре, нашей, если хотите, порядочности… Чем Россия отличается от других стран мира? Наплевательским отношением к искусству! В Америке или где-нибудь в Германии любая шушера, ничего не умеющая, раскручивается на пустом месте. Из них там делают нечто. И еще нам в мозги вбивают, что это очень здорово. А собственную культуру мы почему-то не продвигаем. Как бы чуть-чуть ее стесняемся: ах, извините, у нас Крамской был, Суриков был… Так что наш пленэр должен вложить хотя бы один кирпичик в уважение к русской культуре, в ее дальнейшее процветание – так мне кажется.

Офорт с прицелом

Предварительно прозвучало: неизвестно, что за сюрпризы готовит погода, какие обстоятельства могут повлиять на творческий процесс и как он пойдет (дело-то – непредсказуемое), но в любом случае пленэрные произведения художники постараются оставить на воронежской земле. «Чтобы была память о нашей группе…»

– И если впредь хоть в какой-то мере будут продолжаться наши начинания, которые увенчаются содержательными выставками, мы поддержим очаги культуры на местах, – уверен Олег Михайлович. – Одно время спорили о том, что спасет мир. Культура и Воронеж его и спасут.

Завершилась встреча незапланированным сюрпризом: участник пленэра Владимир Пименов подарил воронежскому музею свою работу.

– Я впервые познакомился с Воронежем благодаря прошлому замечательному пленэру, Третьяковскому, – предварил акт дарения Владимир Сергеевич. – И село Третьяки, и Борисоглебск – это все осталось в памяти, осталось в работах, которые продолжаются. А еще в тот приезд я познакомился с воронежским музеем, увидел, что в нем есть блестящая коллекция офортов. Кроме того, оказалось, что Воронеж – родной город Платонова. И я хочу преподнести в дар музею офорт 1978 года – иллюстрацию к рассказу Платонова «Свет жизни». С прицелом, не скрою: графики у меня – примерно 100 больших работ, и очень хотелось бы сделать выставку здесь, в Воронеже…

Вот он – первый «привет» от Острогожского пленэра.