Газета,
которая объединяет

Мы за ценой не постоим?

Загадки и парадоксы штрафстоянок
Рубрика: от
Автор:

Исполнилось три месяца с момента аккредитации двух городских штрафстоянок, организованных на территории ПАТП №4 и №5 (Пирогова, 87 и Серафимовича, 32), которые входят в состав МКП МТК «Воронежпассажиртранс». Срок небольшой, но определенные итоги подвести уже можно.

Как выяснил корреспондент «Берега», штрафстоянка – это мина замедленного действия для тех, кто продал свою машину по доверенности. А законы, регулирующие ситуацию с оплатой услуг данного учреждения, от совершенства еще ой как далеки.

Даже внешне штрафстоянка существенно отличается от стоянки коммерческой. Вся ее территория обнесена колючей проволокой, забором и даже ночью ярко освещена фонарями, благодаря которым виден каждый ее уголок. Установленные видеокамеры беспрерывно фиксируют происходящее по всему периметру, поэтому незаметно подойти к какой-то машине невозможно.

– Те водители, чьи авто побывали здесь, иногда злятся. Могут начать выдвигать претензии, обвинить нас в порче или хищении имущества, – поясняет заместитель генерального директора МКП МТК «Воронежпассажиртранс» Николай Образцов. – На этот случай у нас есть подробный акт о состоянии и комплектации авто, составленный сотрудниками ГИБДД, а также – посекундная четкая запись всего, что происходило с машиной на штрафстоянке. Подобная система дисциплинирует и наших сотрудников: какие золотые горы им ни сули, они не пойдут на нарушение под прицелом камер. К тому же у нас двойная система контроля выезда из ПАТП. И пока человек официально все не оплатит, машина никуда не выедет.

– А бывает, что приезжают «крутые» и вместо денег действуют угрозами?

– Случалось. Привезли джип с тамбовскими номерами и примчались «разбираться» сразу несколько огромных машин из соседней области. Но у нас на каждом участке установлены тревожные кнопки. Пять минут – и здесь были сотрудники группы быстрого реагирования ЧОПа, а также полицейские. Унеслись тамбовчане столь же молниеносно, как налетели…

– С нетрезвыми водителями приходилось общаться?

– Бывали у нас супердорогие джипы представительского класса, водителей которых сотрудникам ГИБДД приходилось буквально выгружать. Но автовладельцы, когда трезвели, вели себя очень корректно. Был и почти комический случай: остановили пьяного водителя, а он кричит: «У меня брат большой начальник в полиции». Пока гаишники звонили, выясняли, водитель схватил лом и свою машину изуродовал: мол, не доставайся же ты никому! Полицейские как раз дозвонились до брата. Тот и правда большой начальник, но когда все услышал, велел машину эвакуировать. Так к нам ее и привезли, помятую.

– То есть «серьезные тачки» тоже доставляют? Не один отечественный автопром?

– Перед вами новая BMW 750. Водитель на ней протаранил пять машин на Московском проспекте, одну – сплющил. Чтобы его остановить, ГИБДД пришлось применить оружие. Стоит у нас 10 дней. Где сейчас владелец, мы не знаем. Но ему, видимо, не до того, чтобы забирать авто.

– А если он в следственном изоляторе и оттуда отправится в тюрьму? Придет к вам через год, а сумма набежала гигантская.

– Обязан заплатить. Отказывается – подаем в суд и истребуем с него всю сумму. Если стоимость машины покрывает наши расходы, то судебные приставы отчуждают ее и продают.

– Но это 750-я BMW, а если в такой же ситуации окажется «шестерка»?

– На днях приезжал человек, забирал «копейку». Заплатил 29 тысяч! Машина и половины этих денег не стоит, но он был вынужден рассчитаться. Оказалось, мужчина 12 лет назад продал машину по доверенности. 29 апреля ее привезли к нам из Семилук, после того как сотрудники ГИБДД отстранили пьяного водителя от управления транспортным средством. Мы не должны этого делать, но провели работу, нашли владельца «копейки», объяснили ему ситуацию. Если бы он не заплатил, то дальше – суд и взыскание средств путем описи имущества.

Насколько опасно быть владельцем машины, проданной по доверенности, знают уже многие воронежцы. Особенно те, кто получил счета из Центра видеофиксации ГИБДД за превышение скорости: правонарушение было совершено на автомобиле, который им давно не принадлежит. Со штрафстоянкой – все обстоит еще интереснее…

Когда я беседовал с Образцовым, на эвакуатор грузили разбитый «Мицубиси». Забирала его девушка Евгения, не так давно продавшая машину по доверенности соседу. Тот по пьяной лавочке разбил авто, остался без прав и машины, которую сотрудники ГИБДД отправили на Серафимовича, 32. Чтобы забрать автомобиль, Евгения выложила 10 тыс. руб. Буквально за воротами продаст ее на запчасти – за 13 тыс. руб.

– Сосед так и не отдал мне часть денег, – грустно улыбается девушка. – Я еще и в убытке осталась.

Следует признать, что нынешнее российское законодательство недостаточно гибко подходит к сложным жизненным ситуациям. Скажем, стоит на штрафстоянке искореженная машина, в которой погибли два молодых человека: им навстречу выехал пьяный водитель. ГИБДД, как и положено, заказала эвакуатор и убрала с проезжей части авто. Так вот, согласно закону, за каждый день простоя «железа» должны будут заплатить наследники первой очереди одного из погибших парней – владельца машины. То есть жена, родители или дети. И неважно, что у людей трагедия, что на семью и так легли огромные расходы, связанные с похоронами, даже то, что вина в ДТП чужая – все это закон в расчет не берет и требует оплатить каждый день пребывания авто на штрафстоянке.

Впрочем, слава Богу, на Серафимовича, 32 стоят только две «смертельные» машины. Остальные привезли сюда потому, что их владельцев после теста на алкоголь сотрудники ГИБДД попросту не пустили за руль. Таких здесь – 70%. Оставшиеся – неправильно припаркованные или попавшие в ДТП. Первые сутки пребывания на стоянке для них бесплатные. Впрочем, за эвакуатор (1 тыс. руб.) платят все. Потом на штрафстоянке берут за каждый час: с мотоцикла – 10 руб., со стандартного хетчбэка или седана – 20 руб., с минивэна – 30 руб. и т.д.

Что касается схемы эвакуации автомобиля, то, как пояснил Николай Образцов, просто по звонку сотрудника ГИБДД на вызов не едут:

– Слишком часто обжигались. Едем, а там уже никого – ни машины, ни полицейского: решили «полюбовно» вопрос. Поэтому звонок должен поступить из дежурной части управления ГИБДД по Воронежской области, где официально фиксируют вызов. Ну а дальше 20 минут – и мы в любой точке Воронежа. Эвакуатор сделан на базе КамАЗа. На нем американский двигатель, австрийская гидравлическая установка. Забираем машины весом до 2,5 тонн. Остальные отправляются к нам «своим ходом».

– Когда же самые «рыбные» дни?

– Ночь с пятницы на субботу и с воскресенья-на понедельник. Привозят по 10-12 машин. В остальные дни – 1-2 авто.