Газета,
которая объединяет

Рыбак – рыбакам

Что и где можно поймать в Воронежской области
Рубрика: от
Автор:

Рыбалка – один из самых популярных способов отдыха и досуга, целая культура, традиция, в нашей области весьма развитая. О том, что собой представляет воронежский регион с точки зрения рыбной ловли, мы поговорили с Романом Шкловским.

Это известный рыболов-любитель, автор нескольких документальных фильмов про рыбалку и, кстати, бывший фотограф «Берега». Роман Леонидович много раз бывал в разнообразных экспедициях, объездил пол-России.

Щука бывает «ученой»

– Скажите, как на фоне других регионов выглядит потенциал Воронежской области в рыбной ловле?

– Рыбы у нас достаточно. Меньше, конечно, чем в Якутии или других северных регионах, но там и рыбаков меньше, браконь­еров. У нас рыбы больше вылавливают, но она есть. С местами для рыбалки дело тоже неплохо обстоит: через область протекает одна из самых крупных рек России – Дон. Есть озера, пруды.

– Но многие едут на Волгу…

– Сейчас уже меньше, потому что там тоже рыбаков развелось немерено, и клев уже не тот, что раньше. Увеличился так называемый «рыболовный прессинг». Это не научное понятие, я так условно называю то давление, которое рыболовы оказывают на рыбу. Допустим, если щука не «знает», что такое блесна, она ее схватит и попадется, но стоит сезон половить на одну приманку – через год на нее ничего не клюет, приходится искать что-то новое. Как рыба узнает и запоминает – непонятно, может, она на своем опыте учится, может – на чужом, но факт остается фактом. В местах массового скопления рыбаков – рыба «ученая», и поймать ее не так-то просто.

– На воронежских водоемах, я так понимаю, прессинг достаточно велик?

– Да. Город миллионный, рыбаков много. Чтобы найти более-менее спокойные места, нужно уезжать километров за сто и более. Причем и там спокойных мест уже все меньше и меньше: на машине преодолеть расстояние в сотню километров не проблема. Кроме того, ситуацию ухудшает браконьерство.

– Я думал, это актуально для крупных промысловых районов…

– Это актуально везде. Сетями браконьеры вылавливают большое количество рыбы, сокращают ее популяцию. Если проехатсья по деревням рядом с Доном, в каждой что-нибудь найдется. А тут еще и хозяйственная деятельность человека. Пару лет назад сахарный завод слил какую-то гадость в Битюг, и рыба там до сих пор не восстановилась.

– А природный фактор? Дон в последнее время сильно обмелел.

– Зато половодья хорошие. Кроме того, для Дона это не проблема. Это не водохранилище, где любое падение уровня приводит к недостатку кислорода и массовой гибели рыбы. На Дону сильное течение, там кислорода всегда хватает, много ям, в которых она может укрыться.

Река или пруд?

– А кстати, где, по-вашему, лучше ловить рыбу: на реках или стоячих водоемах?

– Это спорный вопрос. Для кого лучше? Для неопытного рыбака лучше, конечно, пруды, особенно если они платные и зарыбленные. На хорошем пруду не поймать ничего довольно сложно: рыбы там много, а деться ей некуда. Но шансов, что поймаешь «трофейный» экземпляр, практически нет, потому что до больших размеров там рыбы не доживают. Зато красноперочек на обычную поплавковую удочку с червем в качестве наживки натаскать можно всегда. Иное дело – река. Здесь есть возможность поймать «монстра», но можно вообще остаться без улова: рыба в один день может стоять на мели, в другой – на глубине или вообще уйти с этого участка. Опытный, увлеченный рыбак, конечно, выберет реку, однако ловля там требует не только мастерства, но и везения.

– Сейчас появилось много платных прудов, как вы к ним относитесь?

– Нейтрально. Сам я любитель «дикой» рыбалки и никогда на такой пруд не поеду, однако понимаю, что для многих это удобно. На платном пруду почти наверняка окажешься с уловом, кроме того там оборудованы места, почти всегда есть рядом магазинчики со снастями и едой. В общем, для человека, который хочет отдохнуть с комфортом – самое то.

– Какие типы снасти можно использовать для рыбалки на наших водоемах?

– Да практически все. Для средней полосы традиционно самой результативной считается «донка», но тут многое зависит от мастерства человека, этой снастью управляющего. Опытный рыбак и на спиннинг, и на нахлыст, и даже на простой поплавок всегда поймает. Поплавковые удочки, наверное, распространены больше всего. Они самые простые, да и стоят относительно недорого. Наживку, червяка можно купить в любом рыболовном магазине, даже самому копать не нужно. Но рассчитывать на какой-то трофейный экземпляр с такой удочкой не приходится.

Размер имеет значение

– Что вы подразумеваете под трофейным экземпляром? По каким признакам рыба считается трофейной?

– По весу и по размеру, но у каждого вида своя планка, после которой рыба начинает считаться трофейной. Голавль больше килограмма – уже трофей, а килограммовая щука – мелкая рыбешка, тут трофей начинается с 5 килограмм. Хотя на том же севере такие рыбы считаются средними, там счет идет на десятки килограммов.

– Расскажите, что ловится на реках Воронежской области?

– Начнем с Усманки. Там водится красноперка, плотвичка и вездесущая уклейка, которую в Воронеже любят называть селявкой. Это рыба для поплавочников, ее много, поймать легко. Из хищников – окунь и щука, встречаются даже большие экземпляры, но чтобы выловить, нужен минимум спиннинг и воблер. Воронеж – река побольше, и ассортимент в ней шире: помимо перечисленных, еще есть язь и голавль. Второго мало, а вот язи очень много, причем достаточно крупной. Язь – рыба, «нетребовательная» к снастям, она хорошо ловится и на донку, и на спиннинг, и даже на поплавок.

Дон – основная водная артерия региона, все наши реки впадают в него. Дон же и самая богатая рыбой река. Сом, судак, щука, окунь, голавль, стерлядь – всей этой рыбы предостаточно, причем трофейной. У Дона есть такая закономерность – чем южнее, тем больше рыбы. Около Воронежа ее еще не очень много, а вот начиная с Лисок, Павловска и южнее становится гораздо больше. В те места даже москвичи приезжают рыбачить. С Волгой, конечно, не сравнить, однако Дон весьма и весьма рыбоносная река. Из левых притоков я бы отметил Хопер. Там, помимо распространенных видов, есть толстолобик и белый амур, хотя и в небольших количествах.

– Чем, по-вашему, влечет рыбалка: желанием добыть пропитание, процессом или возможностью поймать трофей?

– У всех по-разному. Браконьер, который ставит сети, хочет, конечно, поймать рыбу на еду или продажу. Причем огульно всех осуждать не хочется, потому как во многих деревнях это единственный способ заработка. Для некоторых это азарт, адреналин, борьба с природой и самим собой. Для других – возврат к корням, новые эмоции, впечатления, воссоединение с дикой природой. Правда, где ее сейчас дикую-то найдешь?