Газета,
которая объединяет

Оброк на утилизацию

Снизятся ли цены на импортные авто после вступления в ВТО?
Рубрика: от
Автор:

Вступление России в ВТО, похоже, событие решенное. Почти 18 лет шли переговоры, выдвигались условия и ставились ультиматумы, но теперь вроде бы все острые углы сглажены. ВТО обещает сильно перетряхнуть экономику России. Для некоторых отраслей это благо, для других – наоборот.

Основная задача ВТО – снимать барьеры для международной торговли, а именно – обязывать участников ставить друг для друга минимальные ввозные пошлины на те или иные виды продукции. В том числе и на автомобили. Российские автопошлины в последнее время – популярная тема для разговоров. Плата у нас велика – 30% для новых автомобилей. Импортерам, чтобы ввезти в страну машину, приходится изрядно раскошеливаться, а это не может не сказаться на ее конечной стоимости.

Так что, после вступления в ВТО нас ждет массовое снижение цен? Крайне сомнительно. Да, пошлины при вступлении в ВТО действительно снизятся. Первоначально до 25%, через три года до 20%, а остановиться должны через 7 лет на отметке 15%. Но радоваться рано.

Во-первых, сколько бы ни говорили про низкий уровень зарплат в стране, российский автомобильный рынок растет как на дрожжах. А это не способствует снижению цен. Посмотрите, на многие модели очереди, а особо популярные автомобили расписаны на несколько лет вперед. Какой резон импортерам и дилерам снижать цены, если и по старым автомобили расходятся на ура? Экономический закон спроса и предложения никто не отменял.

Во-вторых, активному ввозу авто из-за границы продолжает противиться государство. Для экономики России машина, полностью собранная за границей из импортных запчастей, никакой пользы не приносит. Ну, заплатит за нее производитель пошлину, но это скромная сумма. Иное дело – собственный автопром. Завод-изготовитель создает рабочие места, платит налоги, обеспечивает работой кучу производителей-смежников, которые тоже ведут отчисления в бюджет – польза экономике огромная. А то, что отечественные заводы собирают машины абы как, а производители запчастей халтурят как могут, это экономику не интересует.

К счастью, сборочные заводы импортных компаний тоже подходят под категорию отечественного автопрома. И хотя разница между Ford Focus питерской сборки и «Ладой Приорой» тольяттинской в потребительских качествах огромная, для экономики это одинаково полезные машины.

Что из вышесказанного следует? Даже если пошлины упадут, государство компенсирует это какой-нибудь дополнительной платой. Недавно активно заговорили про так называемый утилизационный сбор, который могут начать взимать при ввозе автомобилей дополнительно к пошлинам.

Вариант сырой, видно, что шит белыми нитками. Якобы автомобили, ввозимые в страну, рано или поздно нужно будет утилизировать, а эту процедуру должен кто-то оплатить. Так пусть оплачивает производитель.

Сколько может стоить утилизация? Судя по опыту недавней госпрограммы – 3-5 тыс. руб. А что предполагает новый сбор? Только базовая ставка – 20 тыс. Если у машины объем двигателя до полутора литров, к ней применяется коэффициент 0,5 (все равно получается 10 тыс. руб.), но с увеличением литража ставки идут вверх. Для спорткаров и джипов, в которых мотор 3,5 литра и объемнее, коэффициент 3,6, а это 72 тыс. руб.

Еще хуже дела обстоят с б/у автомобилями, на них еще накладываются коэффициенты на возраст. За машину младше семи лет придется доплачивать от 40 до 270 тыс. руб., а старше семи – от 82 до 614 тыс. Разница даже по сравнению с новым авто громадная, хотя абсолютно непонятно почему. Автомобили все равно рано или поздно придется утилизировать, какая разница – в каком возрасте они ввезены в страну. Максимальная же ставка вообще из разряда фантастики. 614 тыс. руб. за утилизацию – очень круто.

Можно не сомневаться, что если этого сбора окажется мало, то будет придуман еще один, или налог какой-нибудь дополнительный. У административной системы есть много рычагов.

В этой ситуации больше всего страдает рядовой автовладелец. Он наверняка хочет роста экономики своей страны, но для него серьезно сокращается возможность выбора. Если раньше государство держало пошлины ради защиты отечественных машин от всяких там Renault, Skoda, Ford, Volkswagen, то теперь защищаются иномарки отечественной сборки от таких же иномарок, только собранных за границей.

При этом ситуация, сложившаяся сегодня на рынке, многих устраивает. Государство старается ограничить импорт, зато дает большие льготы компаниям, которые строят свои заводы. Автопроизводители тоже не слишком расстроены. В заводы они вкладываются, но высокие цены на авто позволяют быстро вернуть инвестиции. А если все всех устраивает, то и менять никто ничего не захочет, поэтому машины в России все равно будут дороже, чем в Европе, и намного дороже, чем в США.