Газета,
которая объединяет

Между «правдами» и истиной

Взгляды на историю европейских гостей Платоновского фестиваля
Рубрика: Социум№ 60 (1487) от
Автор: Александр Пылев

Когда-то нас всех учили, что искусство не может не быть связано с политикой. Более того, если в романе или пьесе отсутствовала идеологическая линия, их, в подавляющем большинстве, просто запрещали, как мещанские и буржуазные. Потом пришли другие времена, и политика в искусстве стала считаться дурным тоном. Тем любопытнее для воронежских зрителей было столкнуться с современным, модным, популярным и одновременно политизированным режиссером из польского Вроцлава – Яном Клятой.

Его спектакль «Песнь о Матери и Отчизне» рассказывает об отношениях двух поколений – дочери и ее матери на фоне трагических событий Второй мировой войны и Холокоста. Сложно описывать поэтику этого произведения, в котором двух героинь играет шесть актеров, один из которых к тому же мужчина. Более того, если вначале пьесы дочь, как и положено, младше матери, то к концу – уже наоборот. Как говорит сам Ян, он поставил «женский эпос» о том, как ребенок становится рабом своего родителя. При этом личная драма вплетается в сеть исторической трагедии, и они кажутся не просто связанными, а неразрывными.

Мифы прошлого и настоящего

На прошедшей после премьеры встрече польских гостей с воронежскими и московскими журналистами речь шла не только спектакле.

– Наш театр старается представить зрителю острые, злободневные проблемы, – подчеркнул художественный руководитель и директор театра Польского во Вроцлаве Кшиштоф Мешкофский. – Главное для нас – диалог с публикой. Даже конфликт. Ведь мы – политический театр. Мы считаем, что «свобода» всегда означает «политику». Даже молчание является политическим действием.

– Каждое произведение искусства должно воздействовать на политику, – убежден Ян Клята. – И лучше, когда народы общаются через театр, чем через своих дипломатических представителей.

По своей форме «Песнь о Матери и Отчизне» – это миф. Кстати, как убежден Ян Клята, мифы, появляющиеся в народе, могут быть разными, в том числе и опасными. Среди самых опасных мифов современного мира польский режиссер отметил героизацию фашизма и появление неонацизма в различных странах:

– Страшно, когда какая-то нация начинает считать себя избранной и лучшей, – сказал он. – Это очень опасно и для других, и для нее самой. И еще один миф современности связан со «справедливостью» рыночных отношений, которые, мол, сами сумеют все отрегулировать в обществе и экономике. Мы видим, как в целом ряде стран, в том числе и Польше, капитализм нанес большой урон, в том числе – нашему искусству и театру.

Корреспондент «Берега» поинтересовался у Яна, обратившегося в своем спектакле к теме Второй мировой войны, какова его личная позиция относительно тех трагических событий, изменивших ход истории России и Польши?

– У истории много «правд», – ответил режиссер. – Их ищут отдельные люди и целые народы. Сейчас многие пытаются переписать события Второй мировой войны. Они хотят поставить знак равенства между Сталиным и Гитлером, СССР и нацистской Германией. Представить Польшу жертвой двух этих политиков, разделивших и захвативших нашу страну. Но из многих «правд» можно выбрать только одну истину. И она заключается в том, что историю пишут победители. И ее нельзя переписывать в угоду собственным амбициям и текущей ситуации в стране.

«Героизация фашизма недопустима»

Схожую мысль высказала и немецкая журналистка из Лейпцига, переводчик русской литературы Сьюзенн Вайен. В рамках фестиваля она приняла участие в конференции, посвященной творчеству Андрея Платонова, ряд произведений которого Сьюзенн перевела и опубликовала на немецком языке.

– Вторая мировая война – это беда в каждой семье русского и германского народов, – считает Вайен. – Поэтому мы не просто не должны, а мы не можем забывать об этой теме. Дело даже не в патриотизме, а в той личной драме, которую перенесли миллионы человек. Отношения России и Германии вышли на такой уровень, что наши страны могут честно и открыто говорить о трагедии минувшей войны. К сожалению, сегодня в Европе существуют экстремистские движения, которые также пытаются пересмотреть те договоренности и соглашения, которые венчали Вторую мировую войну. Допустить этого нельзя. Мы должны напоминать людям, что именно фашизм виноват в том, что разгорелась Вторая мировая война, и он несет ответственность за гибель миллионов человек. Героизация фашизма, которая идет сегодня в ряде стран Европы и Прибалтики – это опасная тенденция. Но я хочу вас заверить, что германское общество не поддерживает и не поддержит подобные действия. Для нашей страны, для ее народа и культурно-политической элиты недопустимо сомневаться в итогах минувшей войны или пересматривать свое отношение к фашизму.