Газета,
которая объединяет

Звезды на крыльях

Музей им. Крамского предлагает фотолетопись гражданской авиации
Рубрика: от
Автор:

«Звезды между небом и землей. Мимолетные взгляды». Выставка под таким названием открыта в художественном музее им. Крамского. В экспозиции, составленной из коллекции знаменитой авиакомпании AirFrance – 65 фотографий популярных людей, сделанных в 1955-1971 годах.

Марлен Дитрих и Шарль Азнавур, Марлон Брандо и Жан Маре, Одри Хепберн и княгиня Монако Грейс – непременно на фоне лайнеров. Откуда дровишки, то бишь концепция? А из истории…

Обходительные мастера

Стоит вспомнить, что Франция пятидесятых – это страна самолетов DC3, DC4, Breguet 2 Ponts, Constellation и SuperConstellation. Согласно веяниям времени, в 1956 году «продвинутая» AirFrance торжественно открывает двери нового аэровокзала в Орли. И решает использовать мировую известность своих знаменитых пассажиров – в рекламных, если переводить разговор в современную плоскость, целях. Так рождается проект создания «Галереи Звезд» – своеобразного эстетического и культурно-исторического свидетельства эпохи винтовых лайнеров.

Известно, что агентство «Телефото» специально откомандировало фотохудожника – непосредственно в распоряжение компании. В течение десяти лет в этом качестве выступал Ролан Бриен (RolandBriens), начинавший карьеру помощником знаменитого Сэма Левина. Благодаря деликатности Бриена, его умению общаться звезды охотно принимали предложения попозировать. Позже в той же манере и с тем же успехом работали другие фотомастера: Асия, Филипп Формезон, Клод Агостини, Филипп Бриа, Жан Генe.

Ради эффектных кадров фотографам позволялось многое. Поднявшись, к примеру, на диспетчерскую вышку, они наблюдали за движением самолетов по рулежным дорожкам. Могли попросить остановить лайнер в конце взлетно-посадочной полосы – и, поднявшись прямо на борт, спокойно фотографировать великую Марию Каллас…

Из первых рук

Каждый из выставочных снимков имеет свою фактическую подоплеку. Объединяют же экспонаты неизменный трап самолета и борт AirFrance в кадре. Суммируя и обобщая увиденное, зритель получает возможность изучить хронику первых лет гражданской авиации. Надо ли уточнять, что период ее становления богат на всевозможные непредвиденные ситуации – тем интереснее экскурс в глубь прошлого века.

Чтобы лучше передать дух рассматриваемого времени и настроенческие перипетии тогдашних пассажиров, портретные снимки дополнены образцами еще одной коллекции, предоставленной отделом Исторического и Культурного наследия авиакомпании AirFrance – она называется «Мимолетные взгляды». В эту часть экспозиции вошли еще более «возрастные» фотографии – 1929-1950 «годов рождения». Сколько лиц – столько судеб. С поправкой на частности развития авиации.

Снимки получены, что называется, из первых рук: организаторами проекта выступили сама авиакомпания AirFrance, Посольство Франции в России, Французский институт в России и сеть Альянс Франсез Россия.