Газета,
которая объединяет

Художественный свист

Острогожская мастерица укрощает глину
Рубрика: Хобби№ 50 (1477) от
Автор: Сергей Попов

Практически каждый край известен своей «фирменной» продукцией. Про швейцарский шоколад, голландские сыры и чешское пиво наслышаны все. А вот про острогожскую керамику – вряд ли. Хотя она в столь почетном ряду – по праву.

Двадцать лет назад острогожские музейщики заинтересовались исконными местными игрушками-свистульками. У коллег из Липецка и Воронежа стали узнавать о происхождении промысла, заниматься поиском его образцов. Раскопки позволили «отрыть» кое-что из «древностей» непосредственно из земли – в частности, всадника на лошади.

Звание – за хобби

Найденные трофеи творчески переработала острогожский мастер Любовь Усова. В итоге получились авторские творения на основе шубинской игрушки; Шубное – село, расположенное неподалеку от Острогожска.

– У меня педагогическое художественное образование, – рассказала Любовь Алексеевна. – Преподаю рисование и черчение в детской художественной школе. А керамика – это для души, тут все на энтузиазме. Хобби, правда, принесло мне звание мастера Воронежской области.

– Насколько я наслышан, «глиняный» промысел характерен для Острогожска?

– Традиции острогожской игрушки – совершенно особые. Этот тип очень отличается, например, от знаменитой дымковской игрушки. А то, что у нас активно занимались именно таким ремеслом, – закономерно: в районе – более 25 видов гончарных глин. И издревле, попутно с изготовлением посуды, мастера делали игрушки для своих детей. Также глиняные фигурки служили «расплатой» за всевозможное барахло у старьевщиков. Эти фигурки – звучали: в традиции наших краев – производство конкретно свистулек. Просто игрушек почему-то не делали.

– И каковы же акустические особенности этих вещиц?

– Дырочки в свистульках делаются под определенным углом. Чтобы «инструмент» выдавал характерный звук. Часть свистулек лепят полыми, другую – лишь немного прокалывают по бокам. В этом случае свист получается очень музыкальным.

Костюмированное ноу-хау

– Опишите, пожалуйста, процесс – хотя бы схематично.

– Вот лошадка, изготовленная из белой глины – я «накопала» ее в селе Должек. Технология незатейливая: материал просто замачиваю, потом сразу леплю из него. Такая глина очень хорошо обрабатывается – в силу того, что достаточно жирная. На следующем этапе вылепленную заготовку ждет печь для обжига.

– А роспись – тоже традиционная?

– Особенности исконных острогожских игрушек в том, что они – не расписанные. Единственное допустимое украшение – насечки. Я, к примеру, следуя традиции, на одной из своих глиняных барышень «выгравировала» костюм XVIII века.

– Костюмы на фигурках – ваше ноу-хау? Обычая «одевать» глиняных героев не было?

– Точно не знаю, но, наверное, не было. Хотя сейчас уже не определишь, что там было. Достоверно знаю, что в производстве использовали натуральные краски: охру, толченые камни, глину.

– Наверное, одновременно экспериментировать и хранить традиции, «не пережимая» ни одно из направлений, помогает художественное образование?

– Безусловно. Все профессионалы – мастера широкого профиля: я, в частности, и портреты пишу, и камни гравирую. Педагогическое образование очень помогает ориентироваться: как-никак, учительствую тридцать лет.

– Что, кроме практического результата, дает вам работа с керамикой?

– От глины идет необыкновенная теплота и умиротворение! На душе становится легко и светло. А уж когда засвистишь в собственноручно изготовленную свистульку – совсем здорово.