Газета,
которая объединяет

Жизнь из тетрадки

Никольский театр инсценировал творчество самодеятельного поэта
Рубрика: от
Автор:

Спектакль «Я песней стать старался…», презентованный недавно на Малой сцене ТЮЗа, правильнее охарактеризовать модным нынче словом «проект». Который не может называться иначе как «Коля Шалыганов». Молодой человек, носивший это имя, жил в Верхнехавском районе Воронежской области – такова легенда. Писал стихи, ища с их помощью смысл жизни, из которой ушел очень рано…

Впрочем, насчет легенды сказано не совсем точно. История-то абсолютно реальная: волей случая известному воронежскому писателю Юрию Гончарову попала в руки обычная школьная тетрадка со стихотворениями Коли, уже к тому времени умершему от болезни легких. Юрий Данилович прочитал рукопись – и дал ей ход.

Вошел в историю

Первая публикация стихов Коли Шалыганова состоялась в 2003 году – тогда его произведения поместил в девятую книжку литературно-художественный журнал «Подъем». Пятью годами позже стараниями все того же Юрия Гончарова вышел в свет сборник стихов юноши, с которым через какое-то время познакомилась режиссер Никольского народного театра (базирующегося как раз в Верхнехавском районе) Светлана Сукочева. Момент знакомства и стал отправной точкой для работы над спектаклем-композицией, которая потребовала дополнительного исследования биографии главного героя.

– Мы, узнав о том, что в наших верхнехавских краях жил такой талантливый человек, очень удивились: никто о нем никогда не рассказывал. Даже не упоминал этого имени, – делилась Светлана Николаевна. – В деревне ведь все друг друга знают, а тут выясняется, что о Коле даже не слышали. Дальше – больше: пытаясь найти хоть какие-то сведения о нем, мы поняли – возможно, и фамилия его была не Шалыганов. Вернее – фамилия официальная; не исключено, что так юношу «дразнили» по двору. Есть ведь такая форма обращения – как бы по-соседски – в русских селах…

Так или иначе, благодаря участию сразу нескольких человек в посмертной судьбе верхнехавского поэта, он вошел в историю. В том числе – театральную.

Неизбывное одиночество

Стихи Шалыганова – во многом биографические. Не в смысле воспроизведения событий жизни (хотя и это в текстах есть), а – с позиций обнаружения эмоциональной (точнее даже – психофизической) реакции на эти события. Прямолинейные, местами даже декларативные труды; их лирико-эпическая конкретика, думается, и позволила адаптировать рукопись из тетрадки к сцене. Во всяком случае, и то, и другое – стихи и спектакль – на одну, в общем, тему. Об одиночестве. И о желании – по-юношески остром – его преодоления. Как выяснилось, желании невыполнимом…

Колю Шалыганова играет актер ТЮЗа Григорий Южаков – подает его эдаким лучезарным, задорным Павкой Корчагиным, если об образе говорить. Образ получился довольно ярким, но несколько однобоким – видимо, трудно «сделать» цельного, во плоти и крови человека, если сведения о нем крайне скудны.

Спектаклю существенно помогли еще два профессионала: актеры театра драмы Максим Толстиков и Юрий Шаршов. А безусловно украсили действо никольские актрисы старшего поколения: их замечательное акапельное пение, неоднократно включенное в ткань постановки (как бы сквозным действием), плюс «пляски» вокруг этого пения – та «картинка» и та музыка, которых чем больше на зрителе, тем лучше. Потому что они – настоящие.