Газета,
которая объединяет

Московский озорной гуляка

Что предлагает воронежцам музей знаменитого поэта
Рубрика: от
Автор:

Постоянные читатели «Берега» уже знают: с недавнего времени в нашем городе работает негосударственное учреждение культуры – «Народный музей Сергея Есенина». Его появлению на свет воронежцы обязаны инициативе местного мецената Владимира Бубнова и популярного актера Сергея Безрукова; идею создания есенинского музея они обсудили еще в 2006 году.

Тогда в центре Черноземья открывали памятник поэту работы московского скульп­тора Анатолия Бичукова – и сколько же копий было сломано противниками появления «есенинского следа» на воронежской земле! Дескать, отродясь тут нога Сергея Александровича не ступала – с какой стати его память увековечивать? Но время прошло – и буйные словесные баталии, как всякая глупость, благополучно забылись. А памятник Сергею Есенину – на мой вкус, один из лучших в городе – стоит себе на своем месте. Как всю жизнь там и был.

Место встречи

Не менее достойной судьбы хочется пожелать новорожденному музею Есенина. Конечно, полноценная жизнедеятельность учреждения культуры по определению требует куда больших вливаний, чем содержание памятника. Тем не менее, сегодня у музея есть все, что позволит ему расти и развиваться. В этом убедило посещение экстравагантного «Дома с котелком», прописанного по адресу улица Карла Маркса, 112; помещение передали под музей городские власти – на безвозмездной основе и при личном участии мэра Сергея Колиуха.

Отмечу (причем с чувством глубокого удовлетворения): музей Есенина привлек внимание практически всех ветвей воронежского руководства. А также людей, влияющих на культурную жизнь региона самым активным образом – говорю, в частности, о супруге воронежского губернатора Татьяне Гордеевой. Татьяна Александровна в приватной беседе высказала пожелание: хорошо бы, предложила, в скором будущем превратить это замечательное место в многопрофильный культурный очаг. Чтобы было, где собираться поэтам; они ведь никогда не откажутся от возможности почитать друг другу стихи. Чтобы могли в есенинском «уголке» пересечься с литераторами, скажем, музыканты. И так далее; перспектив у такого проекта – немерено.

Музей привлекает внимание уже с улицы. Оформление фасада говорит о том, что его авторы – наши современники, постигшие стилистику, отчасти богемную, времяпровождения творческой интеллигенции начала прошлого века.

Чернильница, платок, шкатулка

При проникновении внутрь положительные эмоции нарастают: посетителя встречают «говорящие» интерьеры. Не беда, что их наполнение программу-максимум пока не отрабатывает. Вакантные места в музейной экспозиции говорят об одном: ей есть куда расти.

Поспособствует такому росту, прежде всего планировка: музей расположился в двух уровнях, связанных между собой крутой винтовой лестницей. Эффектная архитектурная деталька – аккурат из есенинского времени, что здорово; в попытках воссоздать эпоху мелочей не бывает. Напротив – именно они работают на ее колорит; в нашем случае – весьма результативно.

На первом уровне имеются два выставочных зала; первый, «парадный», оформлен на манер концертного. Его главный «персонаж» – портрет Сергея Есенина работы воронежского живописца Евгения Щеглова. Поодаль, в витрине неподалеку от входной двери – еще один впечатляющий есенинский образ. Трагический – последнее «прости» родине. Посмертная маска поэта.

– В этом же зале разместилась временная выставка, которую любезно предоставил нам Государственный музей-заповедник Сергея Александровича Есенина из рязанского села Константиново, – рассказывает ведущий научный сотрудник музея Елизавета Корчагина. – Кроме живописных работ, она составлена из предметов, среди которых – прижизненные издания произведений Есенина, мемориальные вещи, фотографии, книги и рукописи. Интересна вертикальная витрина, предлагающая к обозрению такие предметы, как стеклянная чернильница, жилет, шелковый платок, деревянная шкатулка, в которой имеется надпись, сделанная рукой Есенина.

Два Сергея

Как всякий «именной» музей, есенинский уголок воспроизводит биографию поэта – творческую и человеческую. «Повествования» опираются, само собой, на документы: фотографии и прочие материалы, рассказывающие об этапах жизни Есенина. Куда, однако, сильнее таких свидетельств воздействует на эмоциональный тонус посетителей экран, установленный во втором «верхнем» зале. На нем – кадры кинохроники, запечатлевшие Есенина на одном из публичных московских мероприятий. Я этот ролик еще со школьных лет помню: узнаваемая пшеничная шевелюра, «голубоглазое» любопытство – направлено в объектив…

Рядом с экраном – еще один уникальный экспонат: костюм, в котором Сергей Безруков играл Есенина в многосерийном фильме Игоря Зайцева. Эта одежда – дар актера воронежскому музею, с которым он собирается сотрудничать и впредь. Кстати, Безруков уже «опробовал» сцену нижнего – камерного – концертного зала, выступив перед элитной публикой на открытии музея.

К этому залу «пристыковывается» библиотека: уютная комнатка для очень небольшой компании. Стены украшены репродукциями плакатов – типовое «клубное» оформление есенинской поры. Тут, думается, планы насчет творческих посиделок, о которых шла речь выше, имеют превосходный шанс воплотиться в жизнь. Творческую.

Ну, а статус «народного», данный музею Есенина, подразумевает то, что любой и каждый может внести посильный вклад в пополнение музейных фондов. Первые подарки уже поступили: архитектор Анатолий Бородецкий предложил музею коллекционные самовары XIX века, писатель Виктор Будаков передал книги из личной библиотеки. Лиха беда начало…