Газета,
которая объединяет

Улыбайтесь, господа!

Рубрика: от
Автор:

Вспомнив о том, что послезавтра – День смеха, я прикинула: когда последний раз смеялась? И по какому случаю? Картинка нарисовалась вполне себе оптимистичная: скетч-­шоу «Шесть кадров», которое ежедневно показывают по телевизору, способно качественно смешить, не надоедая. Чем и предлагаю пользоваться как можно активнее. Ведь в реальной жизни, в отличие от экранной, веселого не густо.

Опять же – феномен живучести праздника, неофициального, но – международного. Почему 1 апреля душу греет? Ответ, рискну утверждать, очевиден: потому что в этот день люди становятся добрее. Первоапрельские приколы и шутки злыми или ехидными не бывают. И даже второе название праздника – День дурака – не кажется обидным или грубым: в «праздничной» интерпретации дурак сродни простаку. Доверчивому то есть или наивному человеку, которого легко провести. В нашей стране, кстати, таковых – все меньше: наивность, увы, наказуема. Что сегодня понимают даже совсем молодые люди.

С природой юмора, однако, не поспоришь: это весьма своенравная стихия. Если действительно смешно – удержаться от смеха невозможно. Вспомните, сколько раз он «нападал» – приступами! – на каждого из нас. Иногда – в самый неподходящий, «официальный» момент. Противиться – бесполезно.

На давнишней пресс­-конференции Михаила Жванецкого (по-­моему, еще в советской стране, когда у нас не было не только секса – вообще ничего, кроме уравниловки и юмора) журналисты спросили гостя: «Что способно вас рассмешить?» И тот ответил: «Только движение, но не слово». Остроумие – штука, безусловно, замечательная, но взрывы искреннего, всепоглощающего смеха – это плод исключительно физики. Помните, как умопомрачительно танцевал Фрунзик Мкртычан в «Мимино»? Как ездила по цирковой арене на роликах неуклюжая героиня Ирины Муравьевой в «Карнавале»? Да, в конце концов, к любимым «Шести кадрам» вернусь: сюжеты – сюжетами (с ними все нормально), но ничего смешнее выражения лиц актеров, их мимики там нет…

Понятно, что человек разумный эволюционировал по всем направлениям жизнедеятельности – и «смехотворному» тоже. Не исключено, тем не менее, что наши далекие предки смеялись примерно над тем же, что и мы. Будь иначе, 1 апреля не сохранило бы сегодняшней идеологии – бесшабашной. И шутки типа «у вас вся спина белая» давно себя изжили бы.

Оно, конечно, в разных странах праздник имеет свою специфику, национальный колорит. Но неизменно остается бездумно-веселым, щедрым на розыгрыши.

Почему День смеха, имеющий долгую историю, не заорганизовался? Не превратился в доходное коммерческое предприятие? Полагаю, что чистота и, так сказать, первозданность праздника имеют место быть благодаря искренности чувства, с которым мы относимся к 1 апреля. И как раз это чувство – интернационально.

Откуда родом День дурака – тайна, покрытая мраком. Одну из влиятельных версий возникновения праздника связывают с тем, что изначально 1 апреля отмечалось во многих странах как день весеннего равноденствия и время Пасхи. Празднества по случаю весеннего нового года сопровождались шалостями и веселыми проделками. Чему способствовала сама природа: межсезонные капризы погоды люди старались задобрить шутками и розыгрышами.

Другая, не менее распространенная версия утверждает: начало празднику положено во Франции. И произошло это в 1582 году. До того момента французы отмечали Новый год в течение восьми дней, начиная с 25 марта. Кульминация празднования приходилась как раз на 1 апреля. И вдруг Карл IX решил реформировать календарь (прижившийся Григорианский календарь – его ума дело). Согласно этим реформам, новогодний праздник был перенесен на 1 января. Но и 1 апреля не осталось не при делах: люди просто стали отмечать в этот день другой праздник. День смеха. Который позже самопроизвольно «преобразовался» в День дурака: некоторые французы, отказавшись принять новый календарь, продолжали праздновать Новый год 1 апреля. Эти консерваторы и получили ярлыки «дураков», став мишенью для шуток и острот, превратившись в незадачливых героев веселых историй.

Так или иначе, предлагаю всем и каждому, будь он архиделовым человеком, вспомнить о самом веселом празднике года – он уж точно настроения не испортит. Даже если вы попадетесь на удочку какого-­нибудь шаловливого приятеля: «дурацкие» подарки – все равно подарки. Не говоря уж о том, что добрая доза смеха – едва ли не реликтовая по нашим временам роскошь.