Газета,
которая объединяет

Как-­то так

Рубрика: от
Автор:

Практика, особенно родная российская, показывает: бытие и впрямь определяет сознание. Коллективная  наша привычка к плохому и неудобному, сформировавшаяся за долгие годы советской, перестроечной и постперестроечной  реальности, автоматически сделала неудобства всех мастей и уровней нормой жизни. Мы не задумываемся, почему происходит «как-то так», а не иначе: идет по накатанной – и ладно.

За «мы», впрочем, спешу извиниться: обобщать в данном случае нельзя. Речь не о массовом помрачении. Говоря о дурной привычке (к неудобствам), имею в виду прежде всего себя: вот получила письмо от читателя Р. (которому спасибо за очередную тему) – тогда и расставила все по местам.

«Большинство квитанций­-платежек (квартплата, свет и т.д.) приходят с 5 до 10 числа каждого месяца, – пишет мой респондент. – Обычно к 11 числу у меня на руках уже имеются 3 платежки: горэлектросети, управляющей компании и поставщика тепла. Нет только платежки за проводной телефон. И придет она, по имеющемуся опыту, не раньше, чем дней через 5-­6. Платить удобно сразу по всем счетам (ибо очереди). А уплатить по всем квитанциям надо до 20 числа. Таким образом, телефонисты уменьшают реальное время платежей с 10 до 2-­3 дней. Это создает неудобства, увеличивает и без того большие очереди. Возможно, причина этих «тормозов» в том, что платежка печатается в Подмосковье. Кстати, догадайтесь с одного раза, почему? ИМХО печать этих платежек в Воронеже ускорила и удешевила бы (цветная печать платежки выглядит нелепо) и сэкономила бы наше время…»

Логично? Более чем. Сказка о потерянном времени, таким образом – не сказка, а быль. Возможно, руководители «телефонной» структуры действуют без всякого умысла. А лишь, подобно недальновидной мне, не задумываются о том, что ежемесячно крадут из жизни простого смертного часок-­другой (кто видел очередь в кассы, в преувеличении меня не уличит). Но я – дело одно, а «конторы», оказывающие населению услуги (которые, замечу, денег стоят) – совсем другое. И если в первом – моем – случае наблюдается атрофия персональной предприимчивости (за что я же и расплачиваюсь, не кто-­то другой), то второй чреват нежелательными последствиями для граждан. Поскольку создает осложнения, как выражаются протокольные бумаги, «неопределенному кругу потребителей».

Слово «неопределенный» в данном контексте означает не то, что неудобства причинены незнамо кому и не адресованы конкретным лицам. А то, что таких «лиц» – толпы, не поддающиеся учету. Что же касается замечания насчет подмосковных полиграфических услуг – оно и вправду заслуживает даже не внимания, а удивления: при сегодняшнем обилии местных мощностей – и «печататься» за тридевять земель? Какой такой пункт мудреной производственной программы окупает те же транспортные расходы, которых так легко избежать?..

Разгадывая эту занимательную шараду и отследив, что абзац назад из недр подсознания в текст как­то само собой вплыло слово «потребитель», вернулась я мыслями к предыдущей своей колонке. Про диван, который покупался, да так и не купился. Писалась она прицельно ко Дню защиты прав потребителей, и если бы позволяла газетная площадь – «диванной» историей не ограничилась бы. Потому что с нарушением своих прав мы, как потребители всего и вся, сталкиваемся практически на каждом шагу. И это тоже, к сожалению, не преувеличение: зайдите на любой базарчик, полюбуйтесь на ценники продовольственных товаров – хотя бы. Далеко не на всех указан производитель продукта. А упаковка «еды», случается, хранит тайну даже насчет того, когда и из чего она состряпана. Так реализуется наше право на полную и исчерпывающую информацию…

Растет, однако, народное самосознание – и суровая действительность вынуждает многих из нас выходить на потребительский рынок с новыми потребностями. К примеру, мы все чаще и решительнее одалживаем деньги у банков и иных кредитных организаций, принимая их условия игры – а куда деваться? Как следствие – неукротимо растет поток жалоб на оказание финансовых услуг. Именно этой, к слову, проблеме были посвящены три (!) последних Дня защиты прав потребителей, что подчеркивает ее не только глобальность, но и жизнеспособность. Обусловленную тем, что кредиторы составляют договоры с учетом исключительно своих интересов. Что, конечно, не криминал. Но, соглашаясь с такой постановкой вопроса, учтите маленькую деталь: самые коварные строчки договоров прописаны, как правило, микроскопическим шрифтом. В расчете на то, что никто из нормальных людей, каковыми являются большинство заемщиков, в лупу их рассматривать не будет…