Газета,
которая объединяет

Дамы приглашают

В выставочном зале на Пушкинской развернут «Весенний вернисаж»
Рубрика: от
Автор:

Прицельно к женскому празднику открылась выставка произведений женщин – членов Союза художников России. Она развернута в выставочном зале на Пушкинской и демонстрирует творческие труды нескольких десятков авторов: живописцев, скульпторов, графиков, мастеров декоративно-прикладного искусства.

Понятно, что все перечисленные «изобразительные специальности» надо бы, согласно фактическому положению вещей, написать в женском роде. Но, увы и ах, не везде, применительно к искусству, он существует. Не скажешь ведь – скульпторша, к примеру; звучит не только «неузаконенно», но и весьма уничижительно. О чем это говорит? Правильно: о мужской экспансии творчества вообще и изобразительного в частности.

Инициатива – ненаказуема

Обидно, досадно, но – с учетом того, что выставлено нынче на Пушкинской – и ладно. Почти две сотни работ профессионалов, представляющих слабый пол, – отнюдь не слабый «взнос» в текущий культурный процесс Воронежа. Что, собственно, признает и сильная половина человечества – воронежского же. И устами председателя региональной организации Союза художников Алексея Смирнова отмечает, кроме всего прочего, организационную сторону дела: художницы не только по собственной инициативе экспонаты для выставки предоставили, но и сформировали, оформили ее самостоятельно. Насколько я поняла, это – явление не рядовое.

– Вдвойне приятно поздравить наших женщин с праздником, наблюдая их талант организовывать и руководить, – заметил Алексей Ефимович. – В оргкомитет не входил ни один мужчина: художницы все вопросы решали сами, и это у них прекрасно получалось.

Высказавшись подчеркнуто комплиментарно в адрес абсолютно всех авторов выставки, Смирнов уделил отдельное внимание Анне Ивановне Лебедевой – замечательному мастеру-прикладнику, отметившей недавно юбилей. Несмотря на внушительную его цифру, Анна Ивановна, великая труженица, посейчас в превосходной творческой форме – молодежи на зависть. Белую, конечно; Лебедева – из тех художников, уважение к которым испытывают представители всех поколений профессионалов и зрителей. Ее народные костюмы – образцы дотошного, скрупулезного отношения к делу, глубокого знания темы и филигранного мастерства.

Страшная и великая сила

– Этот день мы приближали, как могли, – с видимым удовольствием подхватил эстафету от Смирнова руководитель департамента культуры Иван Образцов. – Не так часто открываются в Воронеже выставки, посвященные женщинам. Хотя, по большому счету, каждая выставка делается для женщин. И ради них. Уже беглый взгляд на сегодняшний «Весенний вернисаж» показывает, что выставка удалась. И лично у меня ощущение весны от того, что представлено в этом зале, присутствует. Разные жанры, разные формы и содержание, но все говорит об одном: Воронеж богат людьми, которые способны показать такое разнообразие в искусстве. Благодаря в том числе и этому обстоятельству, культурная, творческая жизнь области насыщена и динамична, она буквально бурлит. Я только что прилетел из Махачкалы, где был в командировке: нас, что приятно, пригласили туда на гастроли по обмену. Так что и в Дагестане воронежская культура прозвучит. Только искусство, только культура могут объединять людей на созидательный труд. Поэтому я желаю женской выставке, чтобы ее посмотрели как можно больше воронежцев.

Вспомнили на открытии и об истории, пусть не самой длинной, женских выставок в нашем городе, которая начиналась когда-то в Доме архитектора. Авторов первого вернисажа можно было пересчитать по пальцам: Лидия Зорикова, Валентина Богачева, Валентина Сумина, Ксения Успенская, Антонина Толмачева, Эльза Пак.

– Именно та первая женская выставка, – взволнованно делилась Зорикова, – дала толчок к тому, что в 1989 году мы вступили в Союз художников. А дальше уже женщины выставлялись на многих других площадках города: открывались у нас коллективные выставки и живописи, и одежды, и совершенно великолепная выставка цветов многим запомнилась. То есть активность была потрясающей.

Мне кажется, именно активность – движущая сила прогресса. Творческого. И женщины, как показывает практика, посейчас – весьма эффективная тягловая составляющая этой «страшной» и великой силы.