Газета,
которая объединяет

Художник и модель

Выставка под таким названием открыта в музее им. Крамского
Рубрика: от
Автор:

Их четверо – авторов новой иногородней выставки, которую нынче принял воронежский областной художественный музей им. И. Н. Крамского. Она, названная «Художник и модель», предоставлена липецким «Художественным музеем им. В. С. Сорокина – Домом Мастера», что открыт в честь мировой известности живописца, народного художника России Виктора Сорокина.

В экспозиционном пространстве объединены живопись и скульптура. Кроме Виктора Сорокина, привезенные в Воронеж произведения создавали скульпторы Юрий Гришко и Александр Вагнер (также – народные художники) и живописец Вилен Дворянчиков, пребывающий в ранге художника заслуженного.

Нереальный реализм

Своеобразным эпиграфом к выставке выбрана работа Дворянчикова «Художник и модель»: на ней запечатлен сам Виктор Сорокин – именно в момент творческого общения с моделью. Логика такого выбора очевидна: картины Виктора Семеновича составили основную часть экспозиции. Ему, стало быть, и карты в руки…

Обнаженные модели, портреты, изображения женских фигур. Не позирующие, но словно изначально обитающие в живописном пространстве холста, сорокинские женщины наделены энергетикой всеобъемлющей красоты и гармонии мира. Кстати, тема «ню» в творчестве мастера – новинка относительно пейзажей и натюрмортов. Из которых, помнится, состояла последняя прижизненная выставка Сорокина на воронежской земле. До сих пор помню восторг, «проглядывающий» из каждого включенного в экспозицию полотна: тогда художник увиделся несколько хулиганистым апологетом яркого цветового пятна. Эдакая ударная, дерзкая клякса «вживляется» в картину – и как же здорово передает она остроту, экспрессию момента! А ведь искусствоведы во все времена «квалифицировали» Виктора Сорокина как наследника русской реалистической школы живописи… Лишнее доказательство того, что четкое вычленение направлений из общего многообразия искусства – занятие не самое благодарное.

Жизнь в подарок

На пейзажно-натюрмортной выставке Сорокин удивил способностью передать на холсте не только ощущения, сообщаемые человеку всеми органами чувств (скрип снега, запах реки), но даже предчувствия. Отдаленное приближение оттепели, грозы и т.д.; его живопись настолько «нервная», что умеет «проговорить» вещи, для которых не всегда и слово-то точное найдешь. Такие «громкие», уверенные намеки и акценты даются, что душой их воспринимаешь однозначно. А в область рацио перевести – не тут-то было…

С женскими образами, показалось, дело обстоит несколько иначе. Даже сама палитра слегка «стерлась»; заметно, что художник, утверждая собственное понятие «женщина» (именно понятие!), стремился высказываться лаконичнее, чем прежде. У его голеньких «ев», как правило, в деталях не прописаны не только лица, но даже фигуры. Цветовые изыски вроде бы никуда не делись, но хулиганистыми они уже не выглядят. Свежесть картина, в общем и целом, не утратила, а вот неожиданных моментов будто бы стала избегать. Интересно…

Знающие люди пояснили: теме «ню», главенствующей в последние годы жизни Виктора Семеновича, он отдал дань в силу счастливого личного обстоятельства. Появилась настоящая любовь, женщина много моложе, подарившая художнику, по его собственному признанию, дополнительных десять лет жизни. Как же ее не писать?..

Нужен изюм!

Уверенность в правильности своего жизненного выбора, в надежности и очаровании спутницы явлены в последних работах Виктора Сорокина сполна. Здесь он уже не так, как прежде, склонен озорничать с цветовыми контрастами. Все реже «высекает искры» столкновением сочных красок (хотя и такие «ню» у него есть, причем в заметном количестве). Все спокойнее «аранжировка» произведений: стилистически ранний и срединный Сорокин был гораздо «звончей». А вот с темпераментом, похоже – все, как всегда: «завихрения» пастозного письма в «женских» произведениях – прямые тому доказательства. Впрочем, и они подчинены общему лирическому ладу: здесь в помощь – фирменные, опять-таки, сорокинские отношения с освещением. При взгляде на картину непонятно, какой именно предмет излучает свет, где его источник. То ли извне льются лучи на полотно, то ли – озаряют его изнутри, «выныривая» из какого-либо фрагмента изображения.

Яркий, что и говорить, мастер Виктор Сорокин. Мастер! И абсолютно ясно, почему на коллективной выставке липчан столь однозначно проявился культ его личности. Соавторы по экспозиции – хорошие художники, каждый со своей индивидуальностью. Но речь-то ведь хочется вести об изюминках, когда они есть…