Газета,
которая объединяет

Тарифы и мифы

Почему у некоторых воронежцев подросли цифры в «жировках»
Рубрика: от
Автор:

После Нового года многие воронежцы вдруг обнаружили, что в квитанциях на оплату коммунальных услуг как-то странно выросли суммы. Вроде на федеральном уровне заявляют, что до лета тарифы подниматься не будут, а тут такой сюрприз! «Желтая» пресса сразу же сделала свои выводы, озадачив и без того озадаченное население.

Впрочем, как показали выводы рабочей группы по контролю за правильностью применения управляющими организациями тарифов при начислении платы гражданам за жилищно-коммунальные услуги, тариф здесь в большинстве случаев ни при чем. Об этом в пятницу рассказали председатель группы, руководитель управления по регулированию тарифов воронежской мэрии Александр Щепкин и начальник отдела прогнозирования, развития отрасли ЖКХ и энергосбережения городского управления ЖКХ Николай Петрищев.

Потребил – плати

По словам Александра Щепкина, сегодня в Воронеже осуществляют деятельность по техническому обслуживанию и содержанию жилищного фонда города 298 ТСЖ и ЖСК и 54 управляющие компании. В мониторинг управления ЖКХ по начислению платежей за ЖКУ входят 295 организаций, или 95 процентов лицевых счетов, так что выборку можно считать достаточно представительной. Данные этого мониторинга говорят о том, что в январе общая сумма «жировки» у воронежцев выросла на 3,4 процента.

Если же разбить этот показатель по услугам, то выяснится, что, например, за горячее и холодное водоснабжение, а также водоотведение горожане в январе заплатили на 4 процента меньше, чем в декабре, а за отопление – на 10 процентов больше. Объем платы за содержание и ремонт жилых помещений вырос на 2 процента, за вывоз ТБО и техническое обслуживание лифтов – на 10 и 6 процентов соответственно. Учитывая, что в прошлом году предельный рост платежа не должен был превышать 15 процентов, этой величины в абсолютном большинстве случаев коммунальные организации не достигли.

Более 15 процентов составил рост в 62 исследованных случаях. И всем им есть объяснимые причины. Так, в ряде из них повышение связано с установкой на дома общедомовых приборов учета (ОПУ) коммунальных услуг. Тут уж, извините: потребили – платите. Масла в огонь подлил и переход на сезонную оплату услуг по теплоснабжению. Федеральный закон №261-ФЗ требует выставления счетов за предоставленные услуги в месячный срок после снятия показаний с ОПУ. Да, в холодное время многим воронежцам, конечно, придется платить больше, чем они привыкли. Зато летом из квитанции исчезнет «удивительная» строка «теплоснабжение». В двух случаях превышение было связано с исполнением судебных решений, а еще в трех – с доначислениями по индивидуальным приборам учета (ИПУ).

Изменение тарифа стало причиной роста суммы «жировки» только в одном случае. В связи с отказом одной из организаций от теплоснабжения микрорайона «Тенистый», городской округ был вынужден построить там две новые котельные, обслуживание которых было передано МКП «Воронежтеплосеть». У муниципального предприятия тариф оказался выше, чем у предшественника, соответственно, платеж населения тоже вырос. Естественно, данный факт привел к жалобам людей, но оказывать бюджетную поддержку этой части населения было бы несправедливо. Несправедливо, в первую очередь, по отношению к тем горожанам, которые исправно платят по тарифу «Воронежтеплосети» уже не один год.

Без дискриминации

По словам Александра Щепкина, анализ жалоб, поступающих на рассмотрение рабочей группы, показывает, что население зачастую идет с вопросами сразу в органы власти, не веря в то, что сможет получить ответ на интересующий вопрос в управляющей компании или же расчетном центре. В то же время основное количество необходимой информации имеется лишь там.

Более четкое информирование населения, кстати, позволит избежать многих возникающих вопросов. Например, весьма актуальной становится проблема доначислений по показаниям ОПУ за горячую и холодную воду. Как сказал Николай Петрищев, ранее те, кто не имел ИПУ, в Воронеже платили без доначислений. Сегодня же к ним применяется та же формула, что и к тем, кто платит по счетчику. В результате платить по нормативу становится невыгодно: мало того, что норматив, как правило, больше, нежели действительно тратит ресурса человек, так еще и само доначисление производится пропорционально сумме платежа.

Впрочем, по словам Николая Викторовича, эти меры хоть и стимулируют население установить ИПУ, но не являются действенными на сто процентов. Положение же о внедрении дискриминационных нормативов (при которых сумма квитанции для тех, кто не установил счетчики, значительно превышала бы платеж жильца, использующего приборы учета), которое обсуждалось пару лет назад, дальше обсуждения пока не пошло.