Газета,
которая объединяет

Шаг с подмостков

В выставочном зале на Кирова открыта выставка Александра Ечеина
Рубрика: от
Автор:

Персональная выставка действующего театрального художника, развернутая на городской площадке – явление довольно редкое. Но в нашем случае – меткое: художник-постановщик театра «Шут» имени Валерия Вольховского, заслуженный художник России, член Союза театральных деятелей и УНИМА (международного Союза кукольников) Александр Ечеин представил на Кирова не только разработки, сделанные непосредственно для театра.

В экспозицию включены также творческие вещи на «вольные», скажем так, темы: акварели и живопись. Главным фронтом в последнем случае «выступает» жанр пейзажа: спокойного, скромного, уравновешенного, но лирически заостренного. И все-таки в центре показа – ее величество Кукла, самый главный и уважаемый персонаж театра для детей.

Впечатляющие цифры

Куклы, костюмы «живых» персонажей (в которых играют на сцене актеры-кукольники), элементы сценографии, эскизы и фрагменты декораций… Не только качество, но и количество сделанного художником впечатляет: за 35 лет творческой деятельности Александр Ечеин оформил более 60 спектаклей в городах России и зарубежья. Среди них – такие «хиты», как «Геркулес и Авгиевы конюшни», «Два мастера», «Принцесса и эхо», «Хитроумный идальго», «Урок для Красной Шапочки», «Солдат и ведьма», «Дикий», «Мой золотой цыпленок», «Три поросенка и черный волк», «Волшебное кольцо».

Все перечисленные наименования – с воронежской афиши. А начинал трудиться Ечеин в Вологодском театре кукол, куда был приглашен на должность главного художника после окончания ЛГИТМИКа. Через какое-то время режиссер Валерий Вольховский предложил Александру работу в Челябинском театре кукол. Уже двумя годами позже (вслед за Валерием Аркадьевичем) Ечеин перебрался в Воронеж.

Удивительный кукольный мир со своими странами, городами, народами, растениями и животными. Спектакли, завоевывающие лауреатство на фестивалях самого высокого ранга. Есть, однако, в списке художественных побед Ечеина и не воплотившиеся в окончательные произведения: к примеру, спектакль «Иванов и Рабинович», который готовил к постановке художественный руководитель «Шута» Валерий Вольховский, так и не вышел к зрителю. Внезапная смерть Мастера помешала. Но эскизы к этой работе художник на тот момент уже выполнил. По ним, также выставленным нынче на Кирова, понятно, каким замечательным мог бы быть спектакль…

Ради кусочка добра

– Александр Ечеин – блестящий сценограф, – свидетельствует сопровождающая выставку «документация». – Его постановки всегда исследовательские. В каждой новой пьесе он, кажется, объединяет себя с главной темой, тщательно изу­чает художественную идею и материальную культуру, чтобы создать свое сценическое пространство, свои характеры.

Характеристика, впрочем, подходит для любой выставки Ечеина. А конкретно эта чем отличается от предшественниц? Может, только отработкой круглых дат: художник, помимо упомянутого 35-летия творческой деятельности, отмечает настоящим показом еще и 55-летний юбилей.

– Даты – всего лишь предлог, – отвечает на мой вопрос Александр. – Потому что обычно этот зал отдается под персональную выставку именно в «юбилейных» случаях. И я таким случаем воспользовался: аренда – тридцать тысяч, не каждый себе позволит их потратить на организацию выставки… А вообще выйти на город всегда есть смысл; самому мне, правда, этого не надо. Я совершенно спокойно могу сделать выставку в Москве, других городах. Но Воронеж должен знать, что происходит в театре кукол. Эта выставка отличается позитивной энергетикой: приходящий на нее зритель получает кусочек добра. А это меня всегда радует.

Художник рассказал, что подбирал работы таким образом, чтобы было интересно и детям, и взрослым. «Потому что часто родители, которых приводят в театр дети, смотрят спектакли с большим интересом, чем маленькие зрители. Это парадокс моей профессии…»

Взгляд со стороны

Автор считает, что выставка на Кирова подводит некую черту.

– Две пятерки моего сегодняшнего возраста – еще не закрытие темы, не итог жизни и, соответственно, каких-то переживаний, – говорит Александр. – Но – повод посмотреть на себя со стороны; такой взгляд нужен всегда. Потому что он – со стороны зрителя. В театральном пространстве, на сцене, куклы и иные предметы кажутся очень большими. А в зале они становятся очень маленькими. И рождают маленькие, мелкие мысли. Так вот, чтобы мыслить крупно, надо видеть себя на расстоянии. А детский театр – он вообще должен все укрупнять…

Рассказывая о принципах «оборудования» выставки, художник оговорился: строил экспозицию так, чтобы работала не только горизонталь, но и вертикаль (сценограф!). Проследив глазами за рукой своего экскурсовода, я эту вертикаль увидела: ее вполне по-хозяйски обжил жутковатого облика товарищ, подвешенный на расстояние выше человеческого роста. Он буравил меня из своего угла неласковым, мягко говоря, взглядом…

– Министр Обороны из спектакля «Геркулес и Авгиевы конюшни», – познакомил со страхолюдиной Ечеин. – Персонаж из парламента – со своим обобщенным характером. Но – связанным, естественно, с Россией. В компании с этим жутким дядей существует совершенно тупой Министр Финансов, просто очень тупой Министр Культуры. Есть в парламенте и женщина – это обязательно; как бы мы ни прятались от политики – все равно от нее зависим.

Мелочей не бывает

Короче, «то ли люди, то ли куклы» – это аккурат про них: устрашающих и милейших существ, рожденных неуемной фантазией кукольника со стажем Александра Ечеина. Потому что каждое из этих созданий, враждебных и дружелюбных, «подзывает» рассмотреть поближе «рожки да ножки»: символ, вложенный в куклу, прорабатывается до мелочей. И мелочей, извините за тавтологию, тут не бывает. А случается, еще выразительнее кукольных лиц выглядят маски персонажей: на суммарный образ работают все, без исключения, находки художника.

Кстати, о масках, помещенных в экспозицию: отвратительные рожи из «Хитроумного идальго» – сочнейшая краска спектакля. Вот уж что точно не стоит малышам показывать (спектакль и квалифицирован как «для взрослых»): испуг лечить придется. Зато зрители солидных лет без труда попадают в стихию произведения, отталкиваясь именно от зрительного ряда: он – сам по себе актер, фактурный и колоритный.

В дальнейших планах создателя театральных «монстров» и трогательных зайчиков-цыплят – оформление не только, опять-таки, «сценичных» персоналок.

– Вот, повесил две-три акварели – люди тут же спрашивают: а когда будет акварельная выставка? – делится художник. – Не знаю, говорю. Может, через месяц… Можно ведь и вправду каждый месяц выставляться. Но надо ли? Трудно сказать…

Сказать, может, и трудно. А вот смотреть на, в частности, «кукольные» выставочные экспонаты желающих всегда хватает. Потому что ареал настоящего профессионала, занимающегося творчеством с полным на то основанием, всегда космичен. Сколько ни борозди его просторы – не пройденные и, значит, не познанные пути-дороги всегда найдутся. И воображению есть, где разгуляться: пообщаешься один на один с кем-либо из ечеинских героев – откроешь нечто судьбоносное не только в сказочной стране, но и – в реальности. Пробовали, знаем…