Газета,
которая объединяет

Обратимся к истокам

Воронежские общественники в поисках создателей «мертвых озер»

Лужи с резким химическим запахом обнаружили в трех районах области – Семилукском, Острогожском, Каменском. Общественники забили тревогу: ведь последствия уже очевидны. О нескольких несанкционированных местах сброса токсичных отходов сообщило реготделение ОНФ.

В непосредственной близости

К токсичным отходам принято относить те, которые содержат вещества, способные навредить окружающей среде и человеку в случае попадания на открытые участки местности. В состав токсичных отходов могут входить ртуть, сера, свинец, мышьяк, бериллий, никель, кадмий, хром и многое другое.

В трех районах Воронежской области представители ОНФ по жалобам жителей обнаружили большие и глубокие лужи, источающие характерный резкий запах, и попросили надзорные ведомства как можно скорее провести проверки. И дело не только в наличии этих луж, но и в их непосредственной близости к границам сельских угодий и, в частности, Семилукского лесничества.

– Первые три точки выявили в ходе совместного рейда с сотрудниками регионального департамента природных ресурсов и экологии еще в мае. Немногим раньше жители Острогожского района рассказали об ассенизаторских машинах, которые подозрительно зачастили в лесопосадки. Изначально предполагали, что частники сливают туда содержимое выгребных ям. То есть жидкие бытовые отходы. Но проблема оказалась куда серьезнее, – рассказал член регионального штаба Народного фронта в Воронежской области Газиз Апырбаев.

Вся зелень погибла

Первая же лужа, раскинувшаяся на 70-80 метров, повергла участников экорейда в настоящий шок. По их описанию, она была заполнена маслянистой жижей с резким химическим запахом. Когда общественники и сотрудники экологической службы попытались подойти поближе, у них начали слезиться глаза, запершило в горле. Оказалось, что вся зелень вокруг погибла.

– Неочищенные бытовые стоки, конечно же, вредны для окружающей среды, но к таким ужасным последствиям они бы вряд ли привели. Здесь мы, очевидно, столкнулись именно с незаконным сбросом токсичных промышленных отходов, – уверен Газиз Апырбаев.

Надо сказать, что за три месяца представители Народного фронта обнаружили уже восемь таких точек на территории Острогожского, Каменского и Семилукского районов. Как правило, губительное содержимое ассенизаторские машины сливают на рельеф местности вблизи региональных и межпоселенческих автодорог. Причем делают это, по всей видимости, весьма хитрым способом: сбрасывают на такие открытые пространства, где зелень пока еще может закрывать подобное «безобразие» от посторонних глаз. А вот потом на этом месте образуется выжженная земля, как, например, на границе урочища «Закленское» Семилукского лесничества.

Кто виноват?

– У нас есть своя версия происходящего. Сравнительно недалеко от точек сброса работают цеха по переработке растительного масла, которые производят жирные кислоты, используя в технологическом процессе концентрированную серную кислоту. Для региона это серьезная и довольно резонансная проблема. Яркий пример – Репьевка, где жители много лет страдают от невыносимой вони, а в черте села образовались настоящие мертвые озера. Характерный запах и цвет говорят о том, что содержимое новых мертвых озер – это не что иное, как отходы производства жирных кислот, – считает Газиз Апырбаев.

Общественники направили фотоматериалы и координаты несанкционированных точек сброса жидких промышленных отходов (по их версии) в территориальное управление Россельхознадзора, межрегиональное управление Росприроднадзора, региональную природоохранную прокуратуру и попросили надзорные органы провести внеплановые проверки. Их результаты, конечно, будут далеко не быстрыми. «Берег» также направил официальный запрос в областной департамент природных ресурсов и экологии, сотрудники которого лично присутствовали на некоторых выездах, с просьбой прокомментировать ситуацию и рассказать о возможных вариантах развития событий, а именно – что грозит виновникам?
Ответа пока нет. Ждем.

Впрочем, пока, само собой, никто ярлыков не вешает, и подозрение о причастности цехов по переработке растительного масла к образованию «мертвых озер» – всего лишь предположение. Однако общественники намерены добиться серьезного разбирательства.

– Понимаем, что улики косвенные, что поймать за руку настоящих нарушителей, а не исполнителей их воли сложно. Руководство предприятий может свалить все на ассенизаторов, сказать, что это их личная инициатива – опустошить машину в лесопосадке для экономии бензина, например. Но бездействовать тоже нельзя. Ведь проблема приобрела угрожающие для экологии региона масштабы, – пояснил Газиз Апырбаев.