Газета,
которая объединяет

Очищение огнем

Почему мусоросжигание в регионе можно отсрочить, но нельзя отменить
Рубрика: Социум№3 (2557) от
Автор: Артем Ушаков

Минпромторг направил в правительство Воронежской области предложение о строительстве на территории региона мусоросжигательного завода, сообщил «Берег» со ссылкой на материалы ведомства. На самом деле это федеральная новость. По данным РБК, компания «Ростех», которая строит пять мусоро­сжигательных заводов (МСЗ) в Подмосковье и Казани, уже договорилась с корпорацией ВЭБ и «Росатомом» о строительстве еще не менее 25 заводов, воронежский – в их числе.

ЧИСТО НЕ ТАМ, ГДЕ МЕТУТ…

Тренд понятен. Российские власти окончательно решили вести отрасль по пути, который уже успешно проложила Европа. В ЕС работают уже порядка 500 печей мусоросжигания и число их непрерывно растет. Немцы, шведы, англичане – лидеры этого процесса.

Правда, там мусоросжигание часто рассматривают в первую очередь как дополнительную генерацию энергии. Европейские МСЗ обеспечивают электричеством 18 млн человек, теплом – 15 млн. Что ж, видимо, в России это будет следующим этапом технологической реформы. Вот уже федеральные агентства сообщили, что до конца 2022 года в Подмосковье и Казани предполагается построить пять объектов по термической переработке отходов в электроэнергию. Современные мусоросжигательные заводы будут возведены в рамках проекта «Энергия из отходов», реализацией которого – внимание! – занимается тот же «Ростех».

Но понятен и другой тренд. Еще не успела появиться информация о предполагаемом (пока только предполагаемом) строительстве 25 вышеупомянутых заводов, а «зеленые» уже объявили против них крестовый поход. Особенно активен «Гринпис», имеющий опыт подобных дискуссий во всем мире. «Даже если работа такого завода соответствует всем нормам, он будет выделять тонны пыли, тяжелых металлов и других токсичных органических соединений», – утверждает greenpeace.ru.

Легко представить, как эффективно лягут их аргументы на сознание воронежцев, когда-то протестовавших против строительства крематория. Но сюжет в том, что «зеленые» точно так же протестуют и против мусорных полигонов, и в их воззваниях звучат те же страшные слова – про свинец и диоксид серы. Только ТОТ свинец попадает в почву и воду, а ЭТОТ – в воздух.

А подлинный выход, говорят «зеленые», в том, чтобы не образовывать избыточных отходов. Чисто не там, где метут, а там, где не сорят.

ПЕРВЫЙ ПОШЕЛ

Как бы то ни было, мусоро­сжигательные заводы придется встраивать в обновляемую схему обращения с отходами.

Корреспондентам «Берега» довелось видеть фактический старт мусорной реформы – запуск мусороперерабатывающего завода ОАО «Экотехнологии» в Семилукском районе. Нас несколько удивила примитивность технологий: из механизмов двигалась лишь транспортерная лента, а все операции делались вручную: ребята в масках и спецовках выбирали в потоке смешанного мусора подлежащие переработке ингредиенты и откидывали: пластик – в один ящик, стекло – в другой. Из всего объема мусора, поступающего на завод, удавалось отделять 2-4% отходов, подлежащих вторичной переработке (впрочем, сейчас его доля растет, предполагается, что она достигнет 20-25%).

Но это, как мы уточнили, совершенно стандартная технология, неизбежный этап переработки мусора в условиях, когда не достигнута 100-процентная сортировка в дворовых контейнерах. Между тем уже сейчас федеральное законодательство предписывает отправлять на переработку металлолом и картон, светодиодные и люминесцентные лампы, автомобильные шины и полиэтилен, полимерные материалы и стеклотару.

Губернатор Александр Гусев обозначил этапы формирования мусоросортировочного кластера Воронежской области:

– В планах – открытие 19 мусоросортировочных заводов. Мы сформировали восемь кластеров по обращению с отходами. Шаг к полной утилизации, к мусоро­сжигательному заводу мы не делаем – посмотрим, как эта тема будет развиваться, какая там экономика. Но, в принципе, этот путь мы в будущем все равно пройдем. Наша цель – ноль захоронений на полигонах...

ВЫБОР НЕВЕЛИК

Некоторые эксперты утверждают, что существующие мусоросжигательные предприятия РФ не отвечают в полной мере современным требованиям безопасности и нуждаются в модернизации. Планируемое строительство новых МСЗ будет осуществляться по японско-швейцарским технологиям. Однако те же эксперты считают, что и они являются устаревшими и не обеспечат достойный уровень защиты населения и окружающей среды. Их активисты услышат прежде всего.

Между тем ООО «Эксперт ЖКХ», оказывающее юридические услуги предприятиям отрасли, прислало «Берегу» целую кипу документов. Среди них методики работы с различными типами установок, распоряжения Минприроды, а также ГОСТ, в котором прямо говорится: «Основная цель сжигания отходов – это сокращение их объема с одновременным снижением негативного воздействия отходов на окружающую среду и здоровье человека».

Самая популярная из предлагаемых технологий очистки начинается еще в камере сгорания котла, где температура в 1260°C обеспечивает разложение наиболее опасных соединений, в том числе от оксидов азота и диоксинов. Вторая ступень очистки позволяет исключить из состава дымовых газов вторичные диоксины, органические вещества, тяжелые металлы и кислотные составляющие с помощью активированного угля и гашеной извести. Третий этап предусматривает финальную доочистку дымовых газов от золы, пыли и продуктов газоочистки на системе рукавных фильтров.

В общем, нормативная база готова. Осталось установить печи. Или утонуть в полигонном мусоре. Выбор невелик.

КСТАТИ

С 1 января 2022 года в Воронежской области почти во всех межмуниципальных кластерах для населения снизятся тарифы по обращению с твердыми коммунальными отходами, сообщили в пресс-службе правительства области.