Газета,
которая объединяет

Недоосмотр получился

Диагностические карты отменили, но не для всех
Рубрика: Социум№2 (2556) от
Автор: Александр Нечаев

Под самый занавес прошлого года заработали поправки в закон о техническом осмотре автомобилей, и многие водители на каникулы отправились с мыслью, что теперь диагностическая карта им не понадобится. А на самом деле не совсем так. Техосмотр давно стал для правительства чемоданом без ручки – вроде и толку от него нет, а отменить все-таки боязно. Вот и отменили не полностью.

Справедливости ради: перечислить тех, кому диагностическая карта нужна, проще, чем тех, кому не нужна. Обязательным техосмотр остался только для коммерческого транспорта (автобусы, такси и грузовики), а также для легковых автомобилей или мотоциклов старше четырех лет в случае смены владельца и при изменении конструкции. Также в списке ситуаций, когда техосмотр все-таки понадобится, указан следующий пункт: «В случае визуального обнаружения признаков наличия у автомобиля технической неисправности, создающей угрозу безопасности дорожного движения». Но пока не очень понятно, как это будет выполняться на практике.

С коммерческим транспортом все понятно – у него исторически особые отношения с пунктами осмотра. Внесение изменений в конструкцию авто тоже вопросов не вызывает – надо же проверить, что владелец переделал, может, это небезопасно для него самого и других участников движения. А вот смена собственника – это новое.

Разумных обоснований, почему при купле-продаже автомобиля нужно получать диагностическую карту, пока никто не привел. Отмена обязательного техосмотра подразумевает, что ответственность за состояние автомобиля должна лежать на собственнике, и то, что он меняется, никак не влияет на суть этого обязательства. Раньше за состояние отвечал один человек, теперь другой – зачем нужна прокладка в виде техосмотра? Чтобы убедиться в том, что купил безопасную машину? Так это необходимо делать до покупки, а не после.

Кроме того, определенное неудобство вызывает механизм контроля этой нормы. Диагностическую карту будут требовать в ГИБДД при постановке на учет машин старше четырех лет (физический документ сейчас не выдается, но по базе сотрудники ГИБДД проверять будут). То есть количество телодвижений, которые должен совершить владелец новокупленного автомобиля для постановки на учет, возрастает. При этом требование зарегистрировать авто за 10 дней (при просрочке – штраф) никуда не делось. Если вдруг в пунктах техосмотра выявится какая-то проблема, которая потребует ее устранения и повторного визита, то уложиться в нужный срок сложно. Особенно с учетом того, что живой очереди в пунктах ГИБДД сегодня нет, нужно заранее записываться.

Для тех, кому техосмотр все-таки потребуется, он будет проходить уже по новым правилам. Операторы ТО должны фотографировать приезжающие машины, фиксировать координаты снимка и направлять эти данные в единую информационную систему техосмотра ЕАИСТО. Эта система, правда, пока до конца так и не заработала, но рано или поздно это случится.

В общем, часть поправок, связанных с ТО при смене владельца, вызывает вопросы, но хотя бы сокращение количества посещений пунктов осмотра – несомненное благо. Практика показала: в каком бы виде ни существовала система государственного контроля технического состояния авто, она все равно превращается в профанацию и раздолье для коррупции. Тут уж действительно: лучше взять и отменить.

КСТАТИ

Уже принятый и вступающий в силу с 1 марта 2022 года штраф в 2000 руб. за езду без техосмотра новые поправки не отменяют. Фиксировать нарушение раз в сутки станут дорожные камеры. Но штрафовать за езду без диагностической карты будут владельцев только тех транспортных средств, для которых техосмотр останется обязательным.