Газета,
которая объединяет

За рекой Смородиной

Сегодня в нашей стране отмечается Всероссийский день заповедников и национальных парков. Мое детство прошло как раз рядом с Воронежским госзаповедником, местом с красивым названием Усманский бор.

Отчим подруги был лесником, жил на территории заповедника, который отделялся от внешнего мира небольшой речушкой – словно сказочная река Смородина, не подпускала она к лесному миру агрессивный мир цивилизации.

Лесника местные прозвали Лешим – за угрюмый нрав и непримиримость к нарушителям заповедной территории. Если попадешься ему с корзинкой грибов или даже литровой баночкой земляники – отберет, передавит тяжелыми сапогами на земле, прочтет мораль и только потом отпустит. С теми, кто посягал на животный мир, разговор был другой – уголовная статья. Отец моего одноклассника три года отсидел в колонии за то, что с мужиками решили поживиться там кабанятинкой. Поэтому ходили мы в заповедный лес крайне редко, стараясь не нарушать его величественного уединения.

Нынче городской житель обзавелся авто и в сезон дорогущей голубики или в грибную осень в заповедные места едет, как в парк отдыха. Что касается моды на «дичь» в престижных ресторанах, то она и вовсе превратила браконьерство в сверхприбыльное занятие.

Каждое новое появление человека в заповедной зоне – это нарушение его сакральности. Став взрослой, я поняла: Леший, который пресекал попытки полакомиться природными дарами, стремился донести идею сохранения целостности экосистемы заповедника. Не ягодки ему было жалко, а именно леса.