Газета,
которая объединяет

Дорогами экологии

Какие природосберегающие технологии разрабатывают ученые-строители
Рубрика: Социум№86 (2547) от
Автор: Артем Ушаков

Заведующий кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог ВГТУ, научный руководитель инжинирингового центра «ПроектСтройИнжиниринг» Владислав Подольский рассказал «Берегу», что его центр победил в конкурсе Минобрнауки России, и это позволило университету приобрести современное оборудование на сумму около 70 млн руб.

Оно не только предоставляет возможность проводить перспективные научные исследования, но и дает работу двум десяткам специалистов, в том числе девяти студентам, магистрантам и аспирантам. Это, на взгляд ученого, не менее важно, чем сами функции новых приборов и устройств.

620 ТЫСЯЧ В СЕКУНДУ

– Это приобретение – передвижная мобильная лаборатория, она оснащена лазерным сканером, георадаром, установкой динамического нагружения, позволяет качественно проводить диагностику и паспортизацию автомобильных дорог. Лазерный лидар со скоростью 620 тыс. точек в секунду сканирует не только дорожное покрытие, но и пространство придорожной полосы.

Кроме того, за счет гранта приобретен комплекс лабораторного оборудования по испытанию дорожно-строительных материалов и конструкций, с помощью которого можно делать подбор асфальтобетонных смесей, в том числе по стандарту Superpave. Технология Superpave позволяет продлить срок службы дорожной одежды до 25 лет. Специалисты ВГТУ прошли в Москве курсы повышения квалификации. К работе привлечены студенты, магистранты и аспиранты, которые после занятий с энтузиазмом выполняют научные исследования и имеют возможность зарабатывать, участвуя в выполнении научных и хоздоговорных работ.

Еще одним важным и перспективным направлением, по мнению Владислава Подольского, является дорожная экология. Направление редкое, до последнего времени не заслужившее должного внимания ни в нашей стране, ни за рубежом.

КОНТРОЛЬ И ОЧИСТКА

В рамках инжинирингового центра предлагается несколько направлений снижения негативного влияния процессов строительства и эксплуатации автомобильных дорог на экологию.

Первое направление – входной контроль. Это использование почвенно-растительного слоя грунта, снятого при строительстве дороги, сохраненного в виде валов, для рекультивации нарушенных земель (откосы земляного полотна, дно канав, карьеров).

Второе – непрерывный контроль температуры асфальтобетонной смеси при устройстве дорожных покрытий, он позволяет избежать роста выбросов углекислого газа, азотистых и других соединений.

В-третьих, контроль ровности дорог позволяет снизить динамическое воздействие транспортных средств на дорогу и количество выделяемых выхлопных газов за счет соблюдения оптимального скоростного режима.

Четвертое направление – очистка вод, стекающих с автомобильных дорог. Выброс выхлопных газов, топливо, проливающееся из неисправных автомобилей, жидкости стеклоочистителей, частицы резины, противоледные реагенты загрязняют сточные воды и водоемы. Кафедрой строительства и эксплуатации автомобильных дорог построены очистные сооружения в микрорайоне Боровое, которые могут очищать стоки до параметров воды.

Ранее грунты, загрязненные нефтепродуктами, захоранивались. Учеными ВГТУ разработана технология и построена биотехнологическая лаборатория, позволяющая в течение 90 дней полностью очищать загрязненные грунты с помощью микробов, бактерий и грибков.

Неудивительно, что именно на базе техуниверситета прошел первый в мире (!) научный симпозиум «Дорожная экология XXI века».

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ

С экологической темой связаны и работы научного руководителя лаборатории водоподготовки для аквакультур, кандидата технических наук Алексея Семенова. В центре лаборатории – бассейн с рыбами, чье здоровье служит маркером чистоты воды. Но такие водоемы вполне могут иметь и хозяйственное значение. Здесь, например, разводят даже осетров и уже получали от них икру и выводили малька, отрабатывая попутно лучшую рецептуру рыбного корма.

– Обитатели бассейна требовательны к качеству воды, и его обеспечивает целый комплекс систем очистки. Одним из видов оборудования является ультрафиолетовый облучатель, разработанный совместно с АО «Корпорацией НПО «Риф», причем установка не просто облучает воду, а превращает растворенный в ней кислород в озон, – поясняет Алексей Семенов. – Озон успешно борется с микрофлорой, но в больших количествах он может быть ядовитым и для рыб. Данная установка поддерживает необходимый уровень озона, что обеспечивает эффективную очистку воды и сохранение находящихся там гидробионтов. Лаборатория проводит много параллельных исследований, например, структурирование воды для разведения мальков.

Проводятся исследования так называемой параллельной физико-химической очистки для масштабов водохранилища. Одним из заказчиком работы является НЛМК, где также смонтирован уникальный аппарат доочистки воды.

Еще масштабнее могли бы быть работы по очистке бытовых стоков, но они почему-то мало востребованы в Воронеже. Сырьем для производства препарата дезолак служат отходы извести на Россошанском химкомбинате. Дезолак обеззараживает воду и успешно борется с запахами очистных сооружений. Его заказывают в разных регионах – вплоть до Казани и Хабаровска. А вот в Воронеже единственный аппарат стоит на Левобережных очистных сооружениях. А на правом берегу и на предприятиях – тех же сахзаводах – технология не востребована. Такая ситуация часто случалась еще в советские времена: неcть пророка…

ПОЛНЫМ ПОТОКОМ

Интересно, что ученые тех­университета стали одними из инициаторов разработки программы реабилитации реки Дон. Сегодня программа обретает зримые контуры. Агентство «Росводресурсы», согласно дорожной карте, будет заниматься повышением водности рек, увеличением проточности русел в 13 донских регионах. По количеству проектов впереди всех – Воронежская область. У нас уже расчищают 20 км русла реки Икорец. Завершены работы по расчистке русла от донных отложений, водной растительности, упавших и затонувших деревьев. Реабилитацию реки ведут в соответствии с федеральным проектом «Спасение уникальных водных объектов». Заключен контракт на аналогичные работы на реке Подгорной, которую расчистят на протяжении 3,7 км. Проходит экспертизу проектная документация для расчистки реки Богучарки.

– Усилия молодых ученых вуза объединяют Центр развития талантливой молодежи, Центр молодежных инициатив, Центр коллективной работы «Точка кипения ВГТУ» и другие структуры вуза, – рассказал исполняющий обязанности ректора ВГТУ Дмитрий Проскурин. – Вуз активно ищет стратегических партнеров для реализации перспективных проектов. Например, некоторые строительные организации региона осваивают технологии информационного моделирования. Региону крайне необходимы специалисты, владеющие соответствующими компетенциями. В наших планах – открыть на базе университета региональный центр освоения компетенций в этой сфере.