Газета,
которая объединяет

Тиктокер обучает ОБЖ

Воронежский эксперт предлагает новаторский подход к изучению «скучного» предмета
Рубрика: Социум№70 (2531) от
Автор: Ирина Лазарева

Учебный предмет, возглавивший в прошлом году антирейтинг, вновь становится востребованным. В образовательных организациях после событий в Казани и Перми, где случились массовые убийства, озадачились вопросами безопасности и тем, как правильно при ЧП применять алгоритмы, которые предписывают нам Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

В воронежской школе №16 ОБЖ учит блогер, эксперт Владислав Карташов. В интервью «Берегу» он рассказал, почему теория без практики приводит к незнанию, а креатив в педагогическом мастерстве часто – залог безопасности.

СКВОЗЬ ПАЛЬЦЫ

– Почему происходят во­оруженные нападения в школах и университетах?

– Не могу однозначно ответить на поставленный вопрос, потому как полагаю, что эта проблема связана с несколькими факторами. Прежде всего, она кроется в усложнившихся формах коммуникации между людьми, поиске самоопределения и, наверное, личных границ. В большинстве случаев, когда происходит вооруженное нападение в образовательных организациях, винят буллинг – и небеспочвенно. Важно анализировать отношения преступника со сверстниками, педагогами, родителями.

Социальная среда, в которой воспитываются наши дети, полна современных рисков, но отчего-то мы сквозь пальцы на все это смотрим, пока не случится беда. А когда уже грянет гром, среду и виним. Вот буллинг, к примеру, можно рассматривать как нарушение личной безопасности, а значит, на ОБЖ можно рассказывать, как с этим справляться. Возможно, это помогло бы избежать какой-то части трагедий.

«ДАЙТЕ ДЕТЯМ НАВЫКИ»

– Но учащиеся 8-11 классов, по данным Института прогрессивного образования, хотели бы исключить ОБЖ из школьной программы, полагая, что предмет бесполезный. Как думаете, в чем причина и такой ли ОБЖ бесполезный предмет?

– Это очень нужный предмет, но в российских школах не хватает квалифицированных специалистов, учителей, которые могли бы основы безопасности интересно преподавать и объяснять доступным языком, как ОБЖ может пригодиться в жизни. Предмет в школах ведут учителя географии, физики, истории. В одном учреждении ОБЖ учит завхоз! Это люди, которые предметом «не горят», они дают методички и предлагают вести конспекты – никакого интерактива, за исключением, возможно, сборки-разборки автомата.

К самой программе тоже есть ряд вопросов. Я анализировал учебники: в них пишут, например, про техногенные катастрофы и туризм, в старших классах еще про военную подготовку. А где про кибербезопасность? Про школьный буллинг, которого всюду достаточно?

Чтобы урок детям нравился, им надо давать навыки: оказания первой медицинской помощи, в том числе сердечно-легочной реанимации, личной безопасности и самообороны. Уже в первом классе можно объяснить алгоритм вызова скорой помощи. Учебники учат детей не открывать дверь незнакомцам, но не учат принимать грамотных решений в том случае, если в квартиру звонит полицейский или пожарный во время нештатной ситуации.

– Как в условиях школы ввести практико-ориентированный подход в преподавании ОБЖ?

– С этим тоже сложности. Пока ОБЖ в большинстве школ – это чистая теория, но загвоздка в том, что в классе я могу, к примеру, показать, как ориентироваться по компасу, но не могу продемонстрировать, как поставить палатку или разжечь костер. И, наверное, есть энтузиасты, готовые внедрять практико-ориентированный подход, но как успеть между уроками? Не пойдешь же в лес с ребятами между математикой и биологией.

В свете последних событий назревает острая потребность в изменении педагогического подхода к предмету и, думаю, корректировании программы. Предлагаю своим классам материалы сверх программы, приглашаю даже сторонних специалистов по темам. Ученики знают, что я всегда жду их на своих дополнительных занятиях после уроков.

– Выходит, что сейчас ОБЖ в школах – чистая формальность?

– Не совсем так. Не предмет является формальным, а к его преподаванию относятся формально. Просто кажется, что это не сложный предмет, а потому письменной инструкции достаточно. Но в формуле «законспектировал -запомнил» пропущены важные позиции: «законспектировал – протестировал – запомнил – применил». С оговоркой: применил, когда нужно.

Проигрывание тех или иных ситуаций – это креатив. Основы безопасности жизнедеятельности не должны быть «сухарем», это творческий процесс. Своим классам я пообещал провести уроки самообороны с проигрыванием разных ситуаций, мы разберем их по ролям. Также многие из ребят подписались на мой TikTok, где я даю практические советы, которые пригодятся каждому.

АЛГОРИТМ – ЭТО КРЕАТИВНО?

– Как защититься от человека, который пришел в школу или университет с явным намерением причинить зло?

– Во-первых, постараться сохранить спокойствие и не бежать за толпой. Сохранив холодную голову, можно вспомнить и применить алгоритм действий. Нужно остаться в классе и спрятаться под партой, постараться позвонить сотрудникам полиции и родителям. По возможности хорошо бы написать куда-то в общий чат одноклассникам, по каким-то причинам отсутствовавшим, чтобы не приближались к школе. Также надо помнить, что нельзя прятаться рядом с окнами: в случае перестрелки может ранить осколками. В Перми, к слову, педагоги допустили такую ошибку.

Алгоритм в вопросах без­опасности не может быть штампом. Люди так устроены, что, когда случается ЧП, они паникуют. А четкое следование инструкциям может помочь сохранить свою и чужую жизни. А с другой стороны, люди с удовольствием усваивают лишь те знания, которые интересно преподносятся. Вот и получается: любой сработавший алгоритм – результат креативной педагогической работы.

ПОД ТЕКСТ

Советы эксперта

• Если вы столкнулись с преступником, у которого в руках оружие, вам необходимо четко понять, что он намерен убивать.

• Не делайте резких движений, не навязывайте ему разговор, если он вас ни о чем не спрашивает.

• Старайтесь не смотреть в глаза, если вы узнали в преступнике знакомого. При этом все равно не стоит расслабляться, так как у него есть оружие.

• При установлении словесного контакта ни в коем случае не делайте быстрых движений, соглашайтесь с требованиями.

• Если вы увидели агрессора с оружием, необходимо срочно спрятаться за каменной кладкой, колонной, какими-то неровностями, выступами.

• «Минимизировать» свое тело, то есть лечь, присесть. Таким образом вы окажетесь ниже предполагаемой линии огня.

• Во время стрельбы, которую он, скорее всего, будет вести не прицельно, передвигаться следует пригнувшись и бегом, короткими перебежками, зигзагообразно. Прежде чем побежать, оцените обстановку и старайтесь не привлекать к себе лишнего внимания стрелка.

КСТАТИ

С 29 сентября Влади­слав Карташов запускает серию тренингов для детей и взрослых, на которых расскажет и покажет, как действовать в критических и конфликтных ситуациях. Формирование групп еще продолжается.

По понедельникам, средам, пятницам в 19.00 занятия будут проходить в МБОУ СОШ №16 ( ул.Мало-Терновая, 9), а по вторникам и четвергам в 20.00 в детском центре развития «Наследие» (ул.Шишкова, 146 б).