Газета,
которая объединяет

«Драматическое проживание»

Заслуженный артист Воронежской области – о непростой профессии танцора балета
Рубрика: Культура№60 (2521) от
Автор: Ирина Лазарева

В репертуаре Ивана Негробова множество партий классического и современного репертуара. Он перетанцевал всех принцев из балетов Чайковского, исполняет партии Альберта и Конрада в «Жизели» и «Корсаре», танцует Ромео в балете Прокофьева…

В 2020 году вместе со своей партнершей Елизаветой Корнеевой Иван победил в проекте «Большой балет» на канале «Культура», после чего его стали называть лидером воронежского балета. А летом этого года Ивану присвоили звание заслуженного артиста Воронежской области…

ВСЕ ИНАЧЕ

– Получение звания заслуженного артиста означает естественное профессиональное развитие, но часто ли его присваивают молодым артистам балета?

– Как правило, такие звания дают за выслугу лет артистам, которые перестают танцевать или уходят на пенсию. У меня получилось иначе: присвоили звание на пике моей профессиональной деятельности – в театре я десять лет. А «век» артиста балета – всего-навсего 15-20 лет. Рад, что могу еще потанцевать, порадовать зрителей. Мне есть еще куда расти, и полученное звание нужно оправдывать. Главное в нашей профессии – добросовестно работать и никогда не сдаваться.

– Вы воспитывались в творческой семье, с двухлетнего возраста видели балетное закулисье. Вы романтизировали профессию артиста или всегда знали, что это колоссальный труд?

– Мне захотелось танцевать во многом благодаря тому, что я видел в театре, но понимал, что в балетном училище будет тяжело: это не только балетный станок, но и общеобразовательная программа. Восемь лет подряд. А в самом начале пути не особенно интересно заниматься балетом, я бы даже сказал, что скучно. Это на последних курсах добавляются прыжки, взаимодействие с партнершей, изучение народных элементов, а сначала осваиваются только очень простые шаги. То же самое – когда ребенок берет ручку и старается выводить крючки. И это происходит очень медленно и очень долго повторяется, чтобы достигнуть автоматизма движений.

Моя профессия, если быть откровенным, начала мне нравиться только в театре, лишь там сумел полюбить ее в полной мере. Но я просто понимал, что балетная школа – это тернистый путь, который нужно пройти, прежде чем станцевать хотя бы в кордебалете. Само это время, путь на сцену, – как армия.

– Почему?

– Все время приходится делать одно и то же и слушать «командира», в нашем случае педагога. Иногда все-таки хочется посидеть и отдохнуть: в балетной школе серьезные нагрузки для ребенка. Но не было времени полениться. Все, что я мог, это прийти домой в шесть вечера и упасть на диван, чтобы хотя бы на несколько минут почувствовать, что не делаю ни-че-го. Но потом вставал и делал уроки.

Хотя, знаете, я все-таки позволял себе лениться больше, чем стоило бы. Сейчас, конечно, понимаю, что окончить училище мог бы с лучшими результатами.

ДОБРЫЙ ПАПА

– Каково учиться в классе своего легендарного отца – заслуженного артиста России Михаила Негробова?

– Отец был очень требователен к каждому ученику, и мне, как и всем, каждый день приходилось доказывать, что смогу быть артистом балета. Но отец умел разделять работу и семью так, чтобы я это понимал. Дома и в училище я видел как будто разных людей. Во время обучения это был строгий педагог, а дома – добрый папа. И это так мудро было с его стороны. Отец был для меня примером, конечно. У меня подрастает сын, ему скоро четыре, мы уже наблюдаем в нем задатки артиста. Возможно, он тоже продолжит династию, если захочет. Если нет, то результата не будет.

– То есть у ребенка больше шансов стать хорошим артистом, если у него, скажем, средние задатки, но большое стремление, чем когда у него отличные природные данные и полное отсутствие желания работать над собой?

– Однозначно. Все идет от желания. Но у мальчиков не такая жесткая конкуренция, как у девочек. Чтобы девочка стала примой или хотя бы могла танцевать сольные партии в балете, надо, чтобы звезды сошлись.

– А вы сами выбрали балет?

– Да. Хотя папа не хотел меня отдавать в балет. Он был против, потому что сам прошел весь этот путь и понимал, что мне предстоит. Да и ему, наверное, было меня жалко. Но я пошел. Почти сразу в училище подвернул ногу. Четыре года мучился страшно – икра болела. Такая же травма случилась и в прошлом году. Но я продолжал танцевать на обезболивающих. А в этом году сломал ногу. Не выходил на сцену, соскучился страшно.

– Как восстанавливаетесь после травм и поддерживаете форму?

– Хожу на лечебную физкультуру и массаж. ЛФК – очень важная штука, как оказалось, она действительно помогает восстановиться. Благодаря этому теперь, когда мы открыли сезон и готовим премьеру «Баядерка», могу разучивать свою сольную партию. Ну а в обычное время мне, к счастью, хватает просто репетиций, на диетах не сижу – все ем. А если на отдыхе, мне достаточно минимума физической нагрузки, могу на турнике подтянуться, просто гулять нравится.

– А вы любите дискотеки?

– Нет! Мне в театре хватает танцев.

НАСТОЯЩИЙ БАЛЕТ

– В последнее время танцевальные партии в балете приобретают драматическую окраску, хотя вас этому не учат…

– Не совсем так. Драматическое проживание партии всегда в балете было, просто в какой-то момент с этим стало неважно. И часто казалось, что артисты балета просто танцуют, выполняют элементы без какого-то внутреннего наполнения. Но на сцене нельзя быть пустым. В училище есть предмет, на котором нас учат разбирать роли на составляющие, хотя, конечно, на это отводится не так много учебных часов, как у артистов драматических. Мы же можем набрать такой опыт только с выходами на сцену. Сейчас драматическая игра балетных артистов поднимается на какой-то новый уровень, поэтому зритель может воспринять это как новую тенденцию. Но так было всегда и так должно быть. Это и есть настоящий балет.

– Как вы думаете, чего не хватает современному балету? Воронежскому в том числе?

– В воронежском балете ситуация кардинально изменилась за последние несколько лет, поскольку в театре другое руководство. Наконец-то у нас хороший балетный пол в репетиционных залах, он позволяет снизить нагрузку на колени при приземлении.

В театре сейчас очень много работы, что не может не радовать. Раньше было два балета в месяц – и все, а сейчас полная афиша, фестивали, до ковида были гастроли, нас замечают эксперты «Золотой маски». Театр растет и идет в правильном направлении. Кадровый потенциал опять же: в этом году у нас хороший набор, причем ребята приехали из московских и питерских училищ. Это говорит о том, что Воронеж звучит на балетной карте России.