Газета,
которая объединяет

Прерванный полет

В Подмосковье разбился транспортный самолет производства ВАСО
Рубрика: ЧП/Криминал№58 (2519) от
Автор: Олег Гладышев

В районе аэродрома Кубинка 17 августа в 11.18 разбился новейший военно-транспортный самолет Ил-112В производства ВАСО с экипажем из трех человек: командир – заслуженный летчик-испытатель, Герой России, шеф-пилот ПАО «Ил» Николай Куимов, летчик-испытатель 1 класса Дмитрий Комаров и бортинженер-испытатель 1 класса Николай Хлудеев. Президент РФ и губернатор Воронежской области выразили соболезнования родным и близким погибших.

Шансов выжить у летчиков не было. Самолет заходил на посадку, высота около 100 метров в 1,5-2 км от аэродрома. Если уже произошел крен, надо попытаться удержать самолет и набрать высоту. Но пожар в двигателе оказался быстрым и мощным.

СК России возбудил уголовное дело по ч.3 ст.263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта).

Запуск производства Ил-112В в серию планировался еще в 90-х. Минобороны периодически обещало поддержать и финансировать создание самолета, проектирование которого уже тогда началось. Однако программу свернули. Новый контракт Минобороны и «Ил» подписали в декабре 2014-го: испытания первого образца должны были состояться в 2016-м, но сроки переносились. В конце 2018-го первый Ил-112В был передан на испытания, однако был забракован заказчиком из-за слишком большого веса. Сотрудники ВАСО доработали его конструкцию, и в мае 2021-го облегченный Ил-112В успешно прошел испытания.

Зампредседателя правительства РФ Юрий Борисов при посещении ВАСО сообщил, что уже в 2023-м планируется запуск серийного производства Ил-112В – до 200 самолетов.

С 7 по 10 августа Ил-112В совершил несколько тренировочных полетов, а 13 августа вылетел из Воронежа для участия в международном военно-техническом форуме «Армия-2021» в подмосковном Жуковском, но конечным пунктом его стал лес у поселка Никольское.

Младший председатель техсовета компании «Ил» Николай Таликов заявил – эксперты уже отмечали, что у Ил-112В есть проблемы с двигателем:

– Я несколько лет ору, что двигатели – дерьмо. Что они подведут в конечном итоге. Седьмой начальник на нашей славной фирме за последние пять-шесть лет, никто внимания не обращает.

А в соцсетях воронежцы вспоминают, что во времена СССР родной их завод был конкурентным, но с тех пор он уже 30 лет барахтается в объятиях капитализма, для которого судьба авиастроения в России – не главное. За эти годы с завода ушли старые талантливые конструкторы, а квалифицированных рабочих становится все меньше.

ТАСС сообщил: по предварительным данным, масло попало в камеру сгорания, что и вызвало пожар в правом двигателе; подобные утечки случались и раньше. По данным источника «Вести-Воронеж», злополучный двигатель (ТВ7-117СТ) к августу установили вместо другого, к которому были претензии. И ни в одном из сообщений о крушении Ил-112В нет важной детали – кто именно изготавливает этот двигатель. Это действительно непростой вопрос: его делали по кооперации несколько предприятий.

Еще одна версия: Ил-112В разбился из-за несработавшей системы флюгирования – именно поэтому он перевернулся в воздухе, сообщил СМИ «источник в силовых структурах». Возникла отрицательная тяга, и машина свалилась в штопор. С момента возгорания двигателя и до падения прошло всего 42 секунды.

Зампред правительства Воронежской области Артем Верховцев заявил, что на работе ВАСО и на программе «Ил-112В» крушение самолета вряд ли скажется. Возможно, сдвинут сроки признания готовности машины к серийному производству, но оснований ставить крест на этом проекте нет и не предвидится.

Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев: «Потребность российских силовых структур в самолетах такого класса остается весьма высокой. Поэтому нет ни малейших сомнений в том, что реализация программы продолжится после полного изучения всех обстоятельств трагедии. Возможно, потребуются какие-то доработки. Но предприятие получит загрузку, пусть и с некоторым сдвигом по срокам».

К летным испытаниям в 2022 году подключат борта №103 и №104 воронежских самолетов Ил-112В – после выяснения причин катастрофы в Подмосковье. Другие Ил-112В еще не построены.