Газета,
которая объединяет

Душа компании

Воронежец Андрей Сидельников снимает и показывает сериал «Баянопесни»
Рубрика: Культура№54 (2515) от
Автор: Ирина Лазарева

Когда он играет на баяне рок, многие какое-то время пребывают в состоянии культурного шока – смотрят на него с немым вопросом в глазах: «Неужели так возможно?» Для самого баяниста инструмент всегда был не просто увлечением, а творческим смыслом.

ЖИВОЙ ОТКЛИК

Офисный менеджер Андрей Сидельников знает, как подобрать ноты для любой музыкальной композиции – справится с каждой в течение трех часов. В его репертуаре – списке «баянопесен», так он их называет – каверы на «Фантазера» Ярослава Евдокимова, хит двухгодичной давности «Вите надо выйти» и даже песни звезды воронежского выпускного NILETTO. Сыграет и споет «Сансару», «Группу крови», «Дождь» ДДТ. Знает, конечно, и «Калинку-малинку», и «Виновата ли я». В общей сложности – более 200 песен.

– Баян изначально ассоциируют с «Калинкой-малинкой», «Смуглянкой-молдаванкой», песней «За мои зеленые глаза», но когда ты используешь инструмент в другом качестве, то показываешь, что он еще может, – рассказывает баянист.

Сам Андрей осознал это еще в 2011 году, когда вместе с другом, музыкантом-аккордеонистом Дмитрием Сердцевым, решил попробовать себя в уличной музыкальной культуре. До этого Сидельников выступал на разных городских площадках с авторскими композициями.

– Это было весело, я наблюдал живой отклик у людей при исполнении под наши инструменты песен, которые они знают и любят. Я видел, как то, что мы делали, меняло отношение к инструменту, – говорит «баянопесенник».

ТРЕТИЙ СЕЗОН

Какое-то время у Андрея была своя группа, но музыка не стала для него основной деятельностью, работой.

– На баяне я стал учиться вынужденно, потому что это был единственный инструмент у меня дома, а я просто хотел заниматься музыкой. Только сейчас понимаю, что это был правильный выбор: в русском человеке крепко-накрепко сидит желание слушать баян. Но у меня есть и другие увлечения. Мне нравится литература, увлекаюсь историей, биологией, менедж­ментом. По образованию эколог, – говорит Андрей Сидельников. – Я не профессиональный музыкант, им не конкурент. Профессионал может легко исполнить сложное классическое произведение, но поймать настроение людей и создать атмосферу праздника – далеко не всегда. Моя профессия – быть душой компании. Это нечто иное, это никак не связано с техническим уровнем владения инструментом.

Баянист стал выкладывать видео с каверами известных композиций в Сеть три года назад. Сначала это были ролики на фоне обоев в квартире, после в них появилась драматургия: баянист стал использовать смену локаций и световые решения, иногда надевать народный костюм. Месяц назад у Сидельникова появилась идея объединить свои видеокомпозиции в сериальный формат. Так появились «баянопесни», в первом и втором сезоне – по 8 «серий», а третий – пока в производстве.

АВТОРСКОЕ В КАВЕРЕ

По словам Андрея, мелодию почти любой песни можно хорошо выучить за три часа, а если она популярная и ты много раз ее слышал по радио или телевизору, то ноты можно подобрать и за десять минут. Редко из какой песни не сразу получается кавер-версия. В практике баяниста такая была пока одна – песня группы «Ноль» «Человек и кошка», в которой не поддавалось длинное и непростое соло, исполняемое в оригинале Федором Чистяковым также на баяне.

– Современная музыка – тоже сложное явление, – говорит Андрей. – Она отличается от музыки, которая была в 90-е или даже еще в начале 2000-х годов тем, что в ней отсутствует единая мелодия. Если раньше в популярной музыке были четкие куплет-припев, которые имели одинаковую мелодию, то теперь такого единообразия нет. В современной музыке каждый новый куплет, а иногда и каждый припев идет на новый лад. В песне «Если тебе будет грустно» NILETTO их сразу четыре!

Впрочем, кавер – это тоже творчество, в котором есть и поле для импровизации, и свобода самовыражения. По словам Андрея Сидельникова, создавая свои «баяноверсии», он, конечно, не может передать электронное звучание, которым наполнены хиты поп-исполнителей, но всегда знает, как привнести свое – народное и душевное. В этом его авторский почерк.

– То, что я делаю, имеет культурную составляющую. Мне нравится ощущение того, что люди в момент моего исполнения испытывают удовольствие. Наверное, любые артисты и лицедеи переживают подобные чувства, – говорит он. – В моих планах еще много творческих экспериментов, например, я мечтаю научиться исполнять рэп под баян. Для вокалиста, который привык именно петь, читать рэп – то же, что для барбера делать прическу на свадьбу. Вроде бы близко, но совсем не то же самое.