Газета,
которая объединяет

«Воронеж будет очень привлекательным»

Мэр Вадим Кстенин – о развитии столицы Черноземья и предназначении чиновников
Рубрика: Политика№51 (2512) от
Автор: Наталия Осадчая

Быть мэром мегаполиса – это не только руководить чиновниками, планировать будущее города и решать насущные задачи, но и обязательно держать обратную связь с его жителями. Глава Воронежа Вадим Кстенин 22 июля встретился с коллективом редакции газеты «Берег» и интернет-портала «Горком36», ответив на вопросы, которые журналисты чаще всего слышат от читателей – жителей нашего города.

В ОТВЕТ НА ЗАПРОС

– Вадим Юрьевич, недавно вы возглавили городское отделение партии «Единая Россия». Почему вы согласились на эту, прямо скажем, тяжелую общественную нагрузку?

– Рад, что однопартийцы доверили мне такую ответственную роль. Сегодня в обществе сформировались серьезные запросы – на искренность и справедливость. Особенно это касается чиновников, которые должны не «улетать в космос», а, наоборот, спускаться на землю и жить теми проблемами, которыми живет общество.

Чтобы услышать проблемы людей, нужно идти к людям. Городское отделение должно стать мостиком между чиновниками и людьми. Мы получаем зарплату из налогов, которые платят люди, о чем нельзя забывать. Первое, что я сделал в своем жестком графике, – это нашел время для общения с горожанами. Я уже посетил несколько предприятий, где общался с работниками именно по тем вопросам, которые их волнуют.

В основном это были темы, касающиеся локальных проблем, но я увидел, что многих интересуют и стратегические вопросы развития города – мусорная и транспортная реформы, социальное строительство, развитие туризма. В такие моменты начинаешь чувствовать, какие из наших планов действительно важны для людей, в каком направлении надо двигаться.

НОВЫЙ ОБЛИК ГОРОДА

– В этом году наблюдается беспрецедентное удорожание стройматериалов. Повлияло ли это на реализацию городских программ?

– Эта проблема создала много рисков реализации нашей инвестиционной активности. Но на сегодня на тех объектах, которые находятся в работе, каких-то серьезных негативных последствий мы не ожидаем. На некоторых мы вовремя внесли изменения в проектно-сметную документацию и пытались оптимизировать внутри заключенных контрактов какие-то расходные вещи без ущерба для качества.

По ряду других объектов у нас таких сложностей не возникает. Строятся два детских садика, этим занимаются довольно крупные компании, и объекты будут введены в сроки, прописанные в контракте.

В отношении объектов, которые своевременно не были расторгованы, мы приняли меры, чтобы, исходя из складывающейся ситуации, изменить проектно-сметную документацию. Именно это и произошло с торгами на строи­тельство школы на месте бывших яблоневых садов. Документация откорректирована с учетом сегодняшних действующих цен и выставлена на торги.

Что касается реконструкции проспекта Революции, большого, масштабного, знакового для города проекта, то там и подрядчик большой и масштабный – компания МРСК, которая входит в структуру госкомпании «Россети». Сложностей с оборотными средствами нет никаких. Кроме того, предприятие специализируется на различных видах инженерных коммуникаций. Сейчас работы осуществляются даже с опережением графика и каких-либо опасений, что будет срыв, нет, некоторые даже идут с опережением финансирования.

Кроме того, за реконструкцией проспекта ведется достаточно серьезный общественный контроль. МРСК как подрядчик хорошо и правильно реагирует на замечания: где-то идет навстречу, даже беря на себя ряд затрат, которые не

планировались. Например, была достигнута договоренность, что МРСК в качестве первого примера реализации пилотного проекта программы «Чистое небо» электрические провода прячет в табельную канализацию. Затраты эти он берет на себя.

В парке «Орленок» два подрядчика ушли в банкротство, и мы не стали на оставшиеся виды работ искать единого подрядчика, потому что работы разнообразны, и новому победителю торгов в любом случае пришлось бы привлекать субподрядчиков. Поэтому разделили все виды работ по направлениям и туда вышли специализированные организации.

– Как продвигается реконструкция Петровской набережной? Решаются ли проблемы с собственниками участков?

– Что касается самой набережной, то там всего несколько сооружений и земельных участков, которые принадлежат не муниципалитету, не региону, а частным собственникам. Есть несколько заведений, с каждым владельцем этих заведений я встречался еще до реконструкции. От собственников было получено полное согласие на проведение модернизации и реконструкции сооружений.

Проект первой очереди реконструкции набережной находится на госэкспертизе. Получив заключение, приступим к реализации. Старт будет дан в этом году, но закончим первую очередь в следующем.

ДОРОГИ И ТРАНСПОРТ

– В последние годы в Воронеже уже реализованы масштабные дорожные проекты. Продолжение следует?

– У нас в завершающей стадии находится проект дороги «Шишкова – Тимирязева». Несомненно, будем прислушиваться к замечаниям местных жителей, общественности, принимать технически выверенные решения.

В процессе проектирования находится улица – дублер Московского проспекта. Это непростое сооружение, там большое количество инженерных сетей, которые проходят под дорожным полотном, и проектировщики практически каждый метр трассировки изучают, чтобы найти верные технические решения.

В перспективном плане развития автомобильных дорог предусмотрено создание эстакады на улице Циолковского, кольца вокруг Воронежа, дороги к Нагорной дубраве.

– Как вы оцениваете ход транспортной реформы?

– Неоднократно говорил, что вопросы транспорта для Воронежа самые тяжелые из всех сфер. Так вышло, что у нас стартовые условия в развитии транспортной системы в целом по сравнению с другими городами оказались самыми невыигрышными.

Мы понимали прекрасно, в чем у нас главные сложности: гонки на дорогах, несоблюдение расписания, некачественный подвижной состав. По выделенным полосам нужно было решать. Я считаю, что выделенные полосы для общественного транспорта должны быть однозначно, потому что есть жесткая статистика – 70% людей передвигаются на общественном транспорте, и только 30 – в автомобилях.

Безналичная оплата внедрена, следующим шагом планируем введение транспортных карт. Сейчас ведем диалог с перевозчиками, правительством Воронежской области, поскольку реформа будет распространяться на всю Воронежскую агломерацию, а не только на город Воронеж.

Мы занялись обновлением подвижного состава: только за прошлый год на линию выпустили 140 низкопольных новых автобусов на газомоторном топливе. И дальше будем продолжать обновление транспорта.

Нас часто критикуют за электротранспорт, но, к сожалению, эту систему не так-то просто развивать. В ближайшее время будем модернизировать наши тяговые подстанции, заниматься тем, чтобы вместо четырех троллейбусных маршрутов запустить семь.

В послании Федеральному Собранию глава государства Владимир Путин обозначил новую меру поддержки регионов в виде бюджетных инфраструктурных кредитов. Губернатор Александр Гусев уже определил приоритетные направления, на которые они будут привлекаться. Среди таковых – общественный транспорт в первую очередь, в нашем случае – троллейбусы.

Сейчас проводятся серьезные исследования: какой же вид транспорта в Воронеже должен получить приоритетное развитие? Расчеты показывают, что это должен быть либо рельсовый транспорт (ЛРТ), либо скоростной автобусный транспорт, метробусы – BRT. Под BRT организуются выделенные полосы, приобретаются удлиненные автобусы. Один такой проект реализован в Белгороде, и получен достаточно интересный опыт.

Воронеж с учетом темпов развития, комфортности климата и городской среды, над улучшением которой мы постоянно работаем, будет очень привлекательным городом, и население за счет миграции в Воронеж будет увеличиваться. Коридоры, которые выделены под BRT, в дальнейшем – при увеличении численности населения – можно будет использовать уже под развитие ЛРТ.

ПРОБЛЕМА ЛОС БУДЕТ РЕШЕНА

– Губернатор не так давно озвучил, что муниципалитет приобретет Левобережные очистные сооружения (ЛОС), чтобы потом их передать в концессию. Реальна ли такая покупка? Неужели мэрия приобретет ЛОС с этими огромными штрафами, которые Рос­природнадзор насчитал?

– Процесс по приобретению и передаче в концессию с утверждением инвестиционной программы достаточно понятен и реализуем. Сейчас есть несколько юридических препятствий для старта реализации этих процессов, но в ближайшее время они должны отпасть. Что касается штрафов, то они наложены на организацию. Мы не собираемся приобретать организацию, мы будем покупать имущественный комплекс. Поэтому к выставленным ранее штрафам никакого отношения иметь не будем. В настоящее время параллельно готовятся два процесса: процедура приобретения имущества и частная концессионная инициатива. Между этими двумя процессами будет определенный временной разрыв, и на этот период для обслуживания ЛОС будет назначаться эксплуатирующая организация, скорее всего, «РВК-Воронеж».

В дальнейшем реализуем инвестиционную программу, в которую нужно вложить порядка 1 млрд руб., для того чтобы окончательно и бесповоротно решить все вопросы с неприятными запахами.

ЗАГЛЯНУТЬ В БУДУЩЕЕ

– Вадим Юрьевич, думали ли вы о том, каким город будет через 10, 20 лет и какие направления в науке, производстве, градостроительстве могут стать значимыми и получить масштабное развитие?

– Я могу поделиться только личным видением, это никакой не догмат и ни в коем случае пока не конкретная программа действий.

Чтобы говорить о будущем, даже пытаясь заглянуть всего лишь на 10 лет вперед, нужно понимать и оценивать мировые тенденции.

Так, с давних времен Воронеж считается «городом студентов». В мире сейчас развиваются целые города-университеты, которые становятся двигателем не только науки, но и культуры, искусства. Еще одно направление, которое может успешно развиваться – это медицинский туризм. Уже сейчас в нашем городе оказывается высокотехнологичная медицинская помощь – в стоматологии, ортопедии, онкологии. В Воронеж приезжают даже из Москвы за этими услугами – их качество у нас сравнимое, а цены ниже.

И, конечно же, перспективна сфера IT. Наши «айтишники» тихо занимают свою нишу, о них особо никто не пишет, а оборот у них – 8 млрд руб.! Замечу, что у Воронежа собственных доходов бюджет – 8 млрд руб. IT – очень хороший и интересный сектор в Воронеже с неплохим прицелом на будущее, поскольку уже сейчас емкость рынка – 50 млрд руб., а в будущем вырастет многократно.