Шекспир в ситкоме и крокодил-метафора
Дирекция Платоновского фестиваля при подготовке раздела программы «Воронежский кейс. Возможности» попыталась вписать классику в современный сценический контекст, показать всю палитру драматургии и сценографии. «Воронежский кейс» состоялся на Платоновском фестивале во второй раз.
«ЕСТЬ ЧТО ПОКАЗЫВАТЬ»
– Идея того, что на Платоновском фестивале нужно показывать воронежские спектакли, витала в воздухе, и когда случилась пандемия, из-за которой мы не смогли привезти зарубежные работы, сформировалось отчетливое понимание, что мы должны предложить зрителям нечто уникальное, чего они не могут увидеть в своих городах, – рассказала автор концепции «Воронежский кейс» руководитель отдела фестивальных программ Раиса Ждан. – Так мы определились однозначно с тем, что нужно включить в программу Платоновского фестиваля лучшие спектакли воронежских театров, но выбирать решили то, что представит Воронеж как город театральный. Нам есть что показывать гостям и завсегдатаям фестивалей.
«Кейсовые» программы нередко используют на самых известных фестивалях. Разрабатывая свой кейс, дирекция Платоновского фестиваля ориентировалась на лучшие существующие практики – Russian Case фестиваля «Золотая маска», Belarus Open и другие.
На юбилейном, десятом Платоновском фестивале местные театры представили «Улитку на склоне» по братьям Стругацким (в театре драмы), несколько постановок Камерного театра и «Двенадцатую ночь» Никитинского театра, ставшую одним из самых ярких событий прошлого воронежского театрального сезона. В этом году проект расширили и дали ему подзаголовок «Возможности».
– Это слово, с одной стороны, отражает состав основной программы – тот потенциал, которым обладают сегодня театры Воронежа, а с другой стороны, говорит о нашем стремлении запустить новые процессы в воронежской театральной жизни, рассказать и показать, что сейчас возможно и в каких направлениях развивается российский и мировой театр, – пояснили в пресс-службе Платоновского фестиваля.
НЕ ВОРОНЕЖСКИЙ СТАНДАРТ
В этом году в «Воронежском кейсе» участвовали все основные театры города: Театр оперы и балета с хореографическим и музыкальным спектаклем – «Дева/След» и «Свадьба Фигаро», Театр драмы им. А.Кольцова с «Пьесой без названия», Камерный театр с «Привидениями» по Ибсену и танцевальным спектаклем «Сны междуречья», Никитинский театр с «Тайными видами на гору Фудзи», Театр юного зрителя с «Битвами по средам» и Театр кукол им.В.Вольховского с «Крокодилом» Достоевского.
ТЮЗ впервые представлен в этой программе.
– Здорово, что ТЮЗ наконец-то оказался в «Воронежском кейсе». В прошлом году мы не нашли там подходящего кандидата на включение в эту афишу. То, что попадает в кейс, не должно быть, скажем так, воронежским стандартом, главное, чтобы было по-настоящему интересно и востребовано, – рассказал художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств Михаил Бычков. – Дирекция фестиваля инициировала проведение в театре лаборатории, по итогам которой в репертуаре театра остался спектакль «Битвы по средам».
ТАКОЙ РАЗНЫЙ ТЕАТР
Сцены в спектакле «Битвы по средам» режиссера Георгия Цнобиладзе, собранные в единую сюжетную линию, напоминают по своему формату ситком – вполне соответствуя запросу молодежной аудитории с ее клиповым мышлением. Впрочем, зрителю постарше подросткового возраста такой метод в середине второго действа покажется несколько утомительным, но, пожалуй, это единственный минус в истории. В целом же она однородная и нескучная, по технической части напоминает «гамбургер»: с приемом «театр в театре» (где разыгрываются три произведения Шекспира), комиксами, хореографией, игрой света и, конечно, насыщенной драматической игрой.
Спектакль рождался из эскиза всего за месяц, его готовили специально для программы Платоновского фестиваля. В итоговой версии шекспировская линия усилена, он представлен здесь самыми разными средствами, а сам текст драматурга, оказывается, интересно выглядит и в рэпе.
Спектакль «Крокодил» театра кукол «Шут» планировали показать еще в прошлом году, но не смогли из-за того, что кто-то из исполнителей главных ролей повредил палец – почти катастрофа для кукольника. Теперь удалось представить спектакль, над которым воронежские артисты работали вместе с приглашенным режиссером Виктором Шрайманом.
Спектакль «Крокодил» – попытка создать актуального Достоевского средствами кукольной выразительности и драматическими способностями труппы. Однако после просмотра не остается ощущения цельности представленной истории. Заявленную идею постановки – о том, что «крокодил» является метафорой ужасного информационного пространства, успешно
воплотить, кажется, не получилось, хотя на нее работали и декорации (образ желтого Петербурга с людьми-привидениями и домами-призраками создала заслуженный художник России Елена Луценко), и диалоги, разыгранные в особом авторском видении.
«Тайные виды на гору Фудзи» художественный руководитель Никитинского театра Борис Алексеев назвал на пресс-конференции абсолютным хитом сезона. В нем труппа театра, наверное, уже привычно для себя отошла от канонов классического психологического театра, включив в историю элементы лубочного, японского театра и реальных воспоминаний о жизни 1990-х. Кстати, в прошлом году, показав на Платоновском фестивале «Двенадцатую ночь», театр получил несколько приглашений к участию в других фестивалях с этой работой.
Театр драмы, обратившийся к раннему творчеству Антона Чехова, представил зрителям самую страстную историю, написанную автором. В центре сюжета – провинциальный Дон Жуан. И режиссер Владимир Петров играет с метафорическими смыслами, которые подбрасывает сама жизнь.
«Сны междуречья» хореографа Виктории Арчая – первая ее работа на воронежской сцене, в Камерном театре.
– В этой работе мне хотелось поделиться тонкими многоуровневыми слоями снов – в которых часто сокрыто все самое важное или древнее, все, что на самом деле мы знаем с рождения, но так часто прячем в уголках подсознания, – говорит хореограф.
А в Театре оперы и балета Михаил Бычков поставил оперу «Свадьбу Фигаро», об этой работе мы писали в прошлом номере.