Газета,
которая объединяет

Революция мобильности

Власть озаботилась ситуацией с электросамокатами на воронежских улицах
Рубрика: Социум№34 (2495) от
Автор: Ирина Лазарева

Для одних это возможность прокатиться без пробок и с ветерком, для других это помеха в движении: в Воронеже назревает конфликт пешеходов и пользователей кикшеринга. Новая услуга проката электросамокатов становится все более востребованной горожанами, но езда на таком транспорте часто не соответствует соображениям безопасности…

КАК ЭТО РАБОТАЕТ

Для того чтобы воспользоваться услугой кикшеринга, необходимо скачать специальное приложение на телефон. И все операции, которые вы будете производить – аренда, оплата, поездка, возврат электросамоката, – осуществляются без участия обслуживающего персонала. Хотя он, конечно, в Воронеже есть: команда контролирует местонахождение транспорта (перемещаться на электросамокатах можно в пределах определенного радиуса, обозначенного в приложении) и заряд аккумуляторов.

– Мы установили в электросамокат IoT-модуль. Этот умный контроллер отслеживает местоположение скутера, уровень заряда, техническое состояние, самостоятельно обменивается сигналами с системой и выполняет команды пользователя. IoT-модуль по интеллекту сопоставим со смартфоном. Шеринговая платформа получает сигналы от скутеров и передает в рабочие приложения сервисной службы. Так мастера компании узнают, какие гаджеты пора заряжать, в какие точки переместить и что с колесами у каждой машины, – рассказали «Берегу» в пресс-службе Whoosh.

В Воронеже две компании, которые предоставляют электросамокаты напрокат: Whoosh и Urent. Зона аренды первой – Центральная и Левобережная части Воронежа. Вторая компания охватывает большую часть Ленинского и Коминтерновского районов города.

Воспользоваться кикшерингом довольно просто: после того как установлено приложение, в него нужно добавить номер телефона и платежную карту, включить геолокацию и выбрать на карте точку, откуда хотите взять самокат. Приложение покажет вам параметры устройства и его стоимость. Аренда транспорта – поминутная: 4-5 руб. в зависимости от спроса, плюс около 30 руб. «за посадку». Выбрав нужный самокат, следует отсканировать его QR-код на руле или вбить его номер вручную, после этого устройство разблокируется и вы сможете начать поездку.

ПОМЕХА НА КОЛЕСАХ

Вне статистики, чисто по наблюдениям, «пешеходов на двух колесах» (по существующему закону пользователи средств индивидуальной мобильности (СИМ) приравнены к ним) стало в Воронеже раза в два больше. Электро­самокатная культура развивается в черноземном регионе (и по всей стране) нарастающими темпами (по оценкам «Авито», спрос на электросамокаты в 2020 году возрос почти в 3,5 раза в сравнении с 2019 г.), и все вроде как должно быть на пользу: прокатчики мечтают разгрузить городские улицы от пробок и сократить выбросы углекислого газа в атмосферу. Но уровень недовольства в пешеходной среде растет.

Горожане на электросамокатах, передвигающиеся по тротуарам на высоких скоростях и без сигналов оповещения, нередко пугают пешеходов без колес. А выезжающие на проезжую часть нередко становятся жертвами ДТП. Правда, отдельной статистики по авариям с электросамокатами в Воронежской области не ведут, их регистрируют как ДТП с участием пешеходов, пояснили в областной Госавтоинспекции.

Закона, который четко бы регламентировал использование СИМ, пока нет. С 2019 года, как рассказали «Берегу» в пресс-службе Госавтоинспекции по региону, разрабатываются поправки к правилам дорожного движения. В новых ПДД электросамокаты, гироскутеры и моноколеса назовут средствами индивидуальной мобильности, а их пользователей обяжут передвигаться по велосипедным дорожкам, а если их нет, то по тротуарам, разгоняясь не более чем до 20 км/ч.

Закон могут принять до конца года.

УПОРЯДОЧИТЬ РАБОТУ

Тем временем мэр Воронежа заявил о намерении упорядочить работу бизнеса по прокату электросамокатов.

– Развитие сервисов проката электросамокатов в последние месяцы набрало беспрецедентные темпы. Это здорово, конечно, потому что дает воронежцам совершенно новый уровень мобильности, но несет и серьезные издержки как для всего Воронежа, так и для конкретных горожан. Для муниципальных служб десятки размещенных на пунктах, а иногда и

просто брошенных на тротуарах самокатов – серьезная помеха в работе по их механизированной очистке. Для конкретных горожан – риск получить травмы, спокойно прогуливаясь по пешеходным дорожкам, – отметил Вадим Кстенин. – Риск для людей мы обязаны минимизировать, при этом не вижу ни смысла, ни необходимости бороться с этим бизнесом как с явлением – это стремительно наступающее будущее, использующее современные технологии, но находящееся пока вне пределов какого-либо регулирования. Поручил профильным службам муниципалитета детально изучить вопрос, выйти на диалог с представителями прокатов, чтобы совместно найти способы упорядочить их работу в интересах города и горожан.

Мэрия, как уточнил Вадим Кстенин, старается сделать город более комфортным для жителей, в том числе для пользователей самокатов. По его словам, в городе появляются выделенные полосы на ключевых магистралях, движение по ним на самокатах станет безопаснее, чем в общем потоке автомобилей. В рамках комплексных проектов, таких как проспект Революции, Петровская набережная, улица Острогожская, создаются велодорожки.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Общественник Виталий ИВАНИЩЕВ:

– Развивать инфраструктуру для электросамокатов однозначно нужно. Мое мнение такое, что революция мобильности уже произошла и бороться с этим бессмысленно. И дальше новые средства индивидуальной мобильности будут появляться. Да и для города это благо: на внутрирайонных поездках, в пределах трех километров, самокат отлично заменяет автомобиль. А это – сокращение выбросов, более свободные дороги и парковки.

Я сам активный пользователь электросамоката, за год проехал более тысячи километров, отработал множество маршрутов. По моему мнению, электросамокат – очень удобный вид транспорта, потому что даже не в час пик из Северного района до центра можно добраться быстрее, чем на личном автомобиле. Могу сказать, что передвижению на самокате по городу мешает беспорядочная парковка: еду, например, в правом ряду по проезжей части, где парковка запрещена, но кто-то поставит машину так, что ее зад торчит на полполосы. Я вынужден останавливаться, оглядываться по сторонам, обходить эту «помеху».

Но конфликт пешеходов и пользователей проката самокатов налицо, потому как пользование средствами индивидуальной мобильности не регламентировано. По внутриквартальным дорогам я еду по проезжей части по правилам движения, разработанным для велосипедистов, а на больших магистралях вроде Московского проспекта, ул.Кольцовской и пр., если есть широкий тротуар, еду по нему. Я считаю, что часть тротуара при главных дорогах можно было бы отдать под средства индивидуальной мобильности, что касается остальных, надо смотреть конкретно. Понимаете, чтобы было безопасно, надо создавать соответствующую инфраструктуру.