Газета,
которая объединяет

Себя показать

Воронеж намерен всерьез конкурировать за «внутреннего туриста»
Рубрика: Социум№34 (2495) от
Автор: Лев Рыбкин

К нам в редакцию позвонила жительница набережной Авиастроителей. Встревоженная, с вопросом: что будет на месте сносимых на ее улице гаражей? Ликвидация уродливого гаражного самостроя выходит на финишную прямую, но о дальнейших перспективах местные не знают. Пошли слухи, что настроят автостоянок – а место, мол, и так уже загазованное.

Мы рассказали Валентине Ивановне, что знали. Недавно в гордуме обсуждали эту тему и уточнили: в новых правилах землепользования и застройки территории присвоен индекс Рт – зона, предназначенная для туризма и рекреации. Как и другим прибрежным зонам в городе. То есть крупные автостоянки и капитальная застройка здесь исключаются. Будут дорожки, газоны, малые архитектурные формы, спортплощадки и т.п. И, как пояснили профильные чиновники, эти зоны «получат дальнейшее развитие и благоустройство с учетом туристической привлекательности».

Сегодня понятие туристической привлекательности начинает влиять на судьбы воронежцев, о туризме даже не помышляющих.

ТУР БЕЗ ГАЛСТУКОВ

А недавно в Воронеже прошел предпринимательский форум «Бизнес для города» – диалог – «Город для бизнеса». Тема туризма и туристической привлекательности там стала чуть ли не центральной. Она обсуждалась на пленарном заседании, в ходе тематической дискуссии. Да и работа панельной сессии по общественным пространствам естественным образом выходила на тему туристической привлекательности. У журналистов, освещавших форум, сложилось стойкое впечатление: туризм в Воронеже гораздо медленнее других сфер бизнеса отходит от кризиса. Но при этом стоит на пороге крутых перемен и прорывных решений.

Мало того, глава департамента предпринимательства и торговли области Сергей Корчевников анонсировал проведение в ближайшее время конференции по внутреннему туризму. Обсудить надо еще много чего. О развитии внутреннего туризма говорилось много и долго. Но рос он лишь на единичных направлениях: не выдерживали наши регионы конкуренции с Турцией, Европой, да и Азией, но ковидный кризис очень быстро изменил ситуацию. Турист готов вернуться в родную страну. Но он уже искушен и избалован: ему нужна инфраструктура и сервис, которые в одночасье не создашь. Поэтому в рамках нацпроекта федеральные власти готовы идти на беспрецедентные инфраструктурные инвестиции.

– Воронежская заявка оказалась самой мощной в стране: 23 проекта. Ее с ходу не удовлетворили, но на нас обратили внимание, – рассказал Сергей Корчевников.

В Воронеж приехала делегация высокопоставленных экспертов во главе с полпредом президента и провела некое закрытое, хотя и не тайное, скорее просто неформальное мероприятие – без галстуков, в походной форме. Рассказ о приключениях делегации в местах потенциальной реализации проектов прозвучал на форуме не раз: как случился разлив в Нелже и в Заречном, но поездку туда отменять не стали – просто пересадили гостей из автобуса-«мерседеса» на трехосный ЗИЛ – и те получили первосортный продукт экстремального туризма. Но и местные красоты оценили сполна. Да, судьба заявки пока не прояснилась, зато воронежские стратеги отрасли получили подтверждение: турсфера будет поддерживаться.

МОЖНО. ТОЛЬКО ОСТОРОЖНО

Даже в непрофильных для региона сферах наблюдается оживление: нашелся инвестор для открытия первого речного круизного маршрута, работают горнолыжные базы, а тема царя Петра, моря и кораблей уже получила всероссийский резонанс, закладывается база для организации спецтуров для инвалидов. Разработано шесть маршрутов для детей «По местам Петра I». Событийный, «фестивальный» туризм – состоявшиеся явления.

По факту есть у нас и медицинский туризм – едут лечиться и диагностироваться и москвичи, и питерцы, и иностранцы. Ночь провели в гостинице – и статистика автоматически причисляет их к категории туристов. Но это направление находится в неопределенном юридическом поле: ни в одном нормативном акте понятие «медицинский туризм» не определено. И потому автобусами везти пациентов, тем более иностранцев, никто не рискнет: а вдруг с ними чего случится?

– Развивать направление будем. Но осторожно, – резюмировал Корчевников.

Наконец, в более отдаленной перспективе – кратное наращивание пассажирооборота аэропорта, возможное подключение его к программе «Открытое небо» – с тем чтобы использовать выигрышную логистику столицы Черноземья на полную катушку. Чтобы появился у нас устойчивый поток транзитников-иностранцев, желающих немного погулять по Воронежу, отведать блюда местной кухни, провести ночь в воронежской гостинице…

ПЛАНЫ НА ЗАВТРАК

Планов на ближайшие годы у воронежских властей много. Миллиардов на 50. Но не смешны ли мы со своими амбициями для туриста, который знает только десяток признанных турцентров в стране? Если в мире турбизнес в среднем обеспечивает 10% ВВП, в России – порядка 3-4%, то в Воронежской области туризм приносит около 1% ВРП.

– Да, были сложности у российского турбизнеса и сейчас еще есть, – рассказала вице-президент Российского совета туриндустрии Ольга Санаева. – Но у вас прекрасный город, красивый, молодежный, интересный, у него есть все возможности для роста туристической привлекательности.

По мнению иногородних экспертов, Воронеж становится признанным центром аграрных экотехнологий и ему впору развивать гастротуризм.

И совсем уж удивил «тайный покупатель» из Таганрога, тамошний популярный блогер Евгений Анисимов. Он с женой и дочкой побывал в основных музеях города, полюбовался на окружающие его леса и реки – и по итогам блогерского отчета в Сети в Воронеж засобирались около полусотни таганрогцев!

Но когда его подвозил воронежский таксист из аэропорта, то Евгения сразил вопрос: «А чего вы в Воронеж приехали на экскурсию? Чего тут смотреть?»

И это проблема, которую, кажется, одними деньгами не решить.

В ТЕМУ

На российском цифровом туристическом сервисе RUSSPASS появились туры по Воронежской области. Отдыхающим предлагают 19 направлений – как по областному центру, так и по достопримечательностям в районах области.

На сайте можно оставить заявку и оплатить поездку после одобрения. У каждого тура есть возрастное ограничение, а также показана его сложность по трехбалльной шкале.

Например, в Воронеже можно посетить музей нобелевского лауреата, писателя Ивана Бунина, увидеть Котенка с улицы Лизюкова, сходить в океанариум или подняться на борт «Гото Предестинации». Тем, кто готов к более долгим экскурсиям, подойдут поездки на Хреновской конезавод, в Дивногорье, в усадьбу Веневитиновых или археологический музей-заповедник «Костенки». А можно устроить настоящее мини-путешествие и отправиться в автобусный тур «Тихий Дон».

Увидеть красоты Воронежской области становится все проще: например, в Дивногорье каждую субботу можно уехать на специальной экскурсионной электричке, а посетить экскурсию – самостоятельно, с аудиогидом.