Газета,
которая объединяет

Всеобщее высшее?

Почему выпускники-девятиклассники все чаще уходят в техникумы и колледжи
Рубрика: Социум№33 (2494) от
Автор: Ирина Лазарева

В пятницу для выпускников прозвенит последний звонок. Последним он станет не только для одиннадцатиклассников, но и девятиклассников, намеренных пойти учиться в техникумы и колледжи. Так, по информации городского управления образования, в учебном году 2019–2020 в 10-й класс не пошли 3096 школьников (из 8784), а в текущем – 3876 (из 9467). И все чаще среднее профессиональное образование интересует отличников и хорошистов. К чему бы это?

Теория без практики

Анастасия Богданова из Семилукского района решила еще в седьмом классе, что не пойдет в десятый: зачем тратить два года, если можно выбрать интересную профессию и попробовать себя в ней? В медицинском колледже, рассказывает девушка, студентов ждут практико-ориентированные занятия. Да и шансы поступить на бюджет туда, куда хочешь, а не на любое оставшееся вакантное место все-таки выше.

– Мы не сдавали традиционные ОГЭ, так как мой выпуск пришелся на пандемийный год и для всех девятых классов госэкзамены отменили. Но у нас были выпускные экзамены, а в техникуме – вступительные испытания. Учитывался средний балл аттестата, – рассказывает Анастасия. – Я закончила без троек, но отличники, которые также подали документы на мою специальность, моментально потеснили меня в рейтинге. Но и я прошла, всего 16 мест бюджетных было.

Учитель информатики и робототехники МБОУ «Подгоренский лицей им. Н.А.Белозорова» в Россошанском районе Михаил Малакеев, обладатель «бронзы» областного конкурса «Учитель года – 2020», сталкивается с уходом отличников и хорошистов в колледжи и техникумы ежегодно в своей практике. Тенденция, считает он, уже укрепившаяся. Впрочем, Малакеев и сам в свое время в десятый класс не пошел.

– Я совсем не хотел идти в десятый класс, хотя был отличником и претендовал на медаль. Меня уговаривали и учителя, и родители, но я все равно ушел в колледж. Не понимал особенно, чем хочу заниматься, но, поразмышляв, подал документы в Россошанский педагогический колледж. Потом меня взяли в школу учителем, параллельно получал высшее образование, – говорит педагог. – Почему дети уходят? Я думаю, что сейчас среднее профессиональное образование тоже ценится, получает вес. В учреждениях СПО можно обучиться даже таким же профессиям, как и в вузах. Более того, я наблюдаю, что работодателям сегодня важно не то, какое образование у соискателя, а то, какими компетенциями он наделен.

Эксперты полагают, что те из ребят, которые начинают карьеру раньше, приобретают больше нужных работодателю навыков, а потому им устроиться проще.

– Возможность совмещать учебу в колледже или техникуме со стажировками или работой с гибким графиком дает практический опыт, который станет плюсом для начинающего специалиста в глазах работодателей, – комментирует руководитель пресс-службы онлайн-школы цифровых навыков для детей и подростков Kodland Екатерина Каркоцкая.

Кандидаты наук
и официанты

Преподаватель инженерно-экономического факультета ВГТУ Татьяна Некрасова нежелание школьников идти в десятые классы связывает, конечно, в том числе с нервотрепкой, которой они стараются избежать. И странного в том, что ребята противятся стрессу, уверена Некрасова, ничего нет.

– Школьники не ходят сдавать ЕГЭ из-за страха и нервного напряжения – это факт. Немаловажно и то, что сейчас для подготовки к выпускным экзаменам нужны репетиторы по нескольким дисциплинам и далеко не у каждой семьи есть такие деньги. А задания усложняются, – объясняет Татьяна Некрасова. – Еще одна причина, с которой неминуемо сталкиваемся в высшей школе, заключается в том, что студенты очных отделений, если не прошли на бюджет, вынуждены подрабатывать или даже работать полный день. Ведь год учебы в вузе сегодня – дорогое удовольствие. Да и не дает диплом о высшем образовании особых преимуществ при трудоустройстве: стартовые зарплаты выпускников вузов очень низкие. Студенты, подрабатывая сейчас официантами, например, получают больше, чем когда с дипломом о высшем образовании придут инженерами на заводы.

Так и чему тогда удивляемся?

Кстати

В воронежском центре занятости «Молодежный», где в качестве безработных регистрируются молодые люди до 30 лет, на учете сейчас около двух тысяч человек. Это в три раза больше, чем во все аналогичные периоды. Приблизительно 15% из потенциальных соискателей – школьники, решившие подработать летом, и студенты.

Всего по состоянию на 19 мая в органах службы занятости населения Воронежской области зарегистрировано в качестве безработных 20 679 человек, а работодателями заявлена информация о наличии 22 490 вакантных рабочих мест.

Есть мнение

Василий Попов, ректор ВГУИТ:

– Рынку труда остро не хватает квалифицированных кадров с рабочими специальностями, и многие девятиклассники понимают, что спрос на них на предприятиях будет большой, и, получив хорошее среднепрофессиональное образование, они гораздо раньше сверстников смогут себя обеспечить. Те, кто ожидает быстрой финансовой отдачи от своей учебы, идут получать специальное образование после девятого класса. Это было и в советские времена, когда квалифицированный рабочий получал больше, чем ИТР. Потому что квалифицированный рабочий как раз и производит тот добавленный продукт, который приносит предприятию прибыль. Работодатель, нанимая человека на высокотехнологичную, но рабочую должность, сразу же начинает получать прибыль. Однако говорить о том, что эти ребята встают на конвейер и все, нельзя – большая часть наших выпускников СПО продолжают образование в заочном или очном формате.

Сегодня в связи с этим мы фактически переходим к модели всеобщего высшего образования. Практически у всех есть шанс пойти на бюджет. «Покрытие» бюджетными местами близко к 0,8. Говорить, что таким образом мы подрываем качество студентов, нельзя, но то, что отток значительной части талантливой молодежи в реальную экономику есть – бесспорно. И понятно, что это в какой-то степени снижает качество студенческого контингента. Впрочем, как я уже упомянул, многие выпускники СПО потом поступают на «вышку» и все равно приходят в стены вузов.

Должен сказать, что система высшего образования переходит в более сложное состояние. Если говорить о ближайшей среднесрочной перспективе, выиграют те вузы, которые, во-первых, совмещают программы СПО и высшего образования. А во-вторых – те вузы, у которых есть сильные индустриальные партнеры и четкое понимание того, какие компетенции и квалификации нужны выпускнику. Рынок труда оценивает не только общее качество фундаментального образования: чтобы конкурировать с теми же выпускниками СПО, выпускник высшего учебного заведения должен обладать практическими навыками. В противном случае его адаптация к рабочему месту может затянуться.