Газета,
которая объединяет

Безрельсовый и бессмертный

В Воронеже троллейбус рождался однажды. А хоронили его много раз. В разных формах.

Первые «похороны» я помню прекрасно: легендарный Антон Буслов, основатель движения «За воронежский трамвай», в середине нулевых организовал группу молодых людей – некоторые из них сегодня стали признанными экспертами урбанистики – и те просочились на территорию троллейбусного депо №1 и возложили к ржавеющей колонне рогатых машин гвоздики. Антон, как положено, сказал прочувствованную речь, упомянув и про первый выход троллейбусов в Воронеже в 1960 году, и про неумолимое угасание электротранспорта в тогдашнем Воронеже.

Увы, нет уже ни того депо, нет воронежского трамвая, нет и самого Антона Буслова, прожившего короткую, но яркую жизнь.

А вот слухи о смерти троллейбуса оказались преувеличенными. Благодаря политической воле воронежских властей бег троллейбуса продолжается, хотя экономический фактор по-прежнему висит над ним дамокловым мечом. Троллейбус в нынешнем виде безнадежно убыточен, и чем меньше остается единиц, тем выше себестоимость каждого билета.

И мы было уже набрались терпения, чтобы ожидать, когда появятся электробусы с достаточной силой батарей, чтобы пережить наши пробки и морозы. Но даже в Москве за 10 лет разговоров электробусы заместили только 10% парка наземного транспорта, и новый круг разговоров идет уже о внедрении водородных двигателей.

Что ж, когда 13 апреля в России появился первый троллейбус (сегодня отмечается его День рождения), он тоже мало напоминал сего­дняшние – скорее, это была повозка под проводами.