Газета,
которая объединяет

«В театр ходят за собой»

Режиссер Евгений Хунгуреев – о природе идеи, современной драматургии и предназначении театра
Рубрика: Культура№24 (2485) от
Автор: Ирина Лазарева

Спектакль Евгения Хунгуреева «Исчезнувшие», посвященный 75-летию Победы в войне, признали лучшим в сезоне и наградили премией «Браво!». Россошанский драматический театр РАМС, которым Хунгуреев руководит, показывает зрителю последние часы мирной жизни в другой «оптике». О том, почему взгляд и катарсис – главное в театре, режиссер и худрук рассказал «Берегу».

О ПАМЯТИ И ЛЮБВИ

– Премия «Браво!» – престижная театральная награда. Как вы оцениваете награждение – как подтверждение правильности заданного вами курса или, может, это просто по достоинству оцененный спектакль?

– Дело в том, что этот спектакль – просто дань памяти тем людям, которые сотворили мир. Это работа о великой сакральной жертве народа. Как можно себе присваивать такую работу? Хотя я всегда говорю, что все спектакли должны быть либо о памяти, либо о любви. Тогда возможны любые разнообразные формы.

Награда не была для нашего театра ожидаемой, потому что в Воронежской области много интересных и хороших постановок. Но сложилось так. Что это для меня и для театра? Все-таки уверенность в том, что выбран правильный курс. А я всегда говорю артистам, что нельзя играть идею, потому что идея должна играть нами, как это было в спектакле «Исчезнувшие». В артистах живет память, и от нее все идет. Именно поэтому актеры, выходя на поклон, не кланяются – это невозможно. Этого не мы достойны, а память.

– Вы говорите, что для вас любой спектакль – это экспериментальное исследование…

– Да, я провожу такую параллель. Экспериментальное исследование – это научный термин, который предполагает моделирование каких-либо ситуаций и историй. Именно это мы и делаем на сцене, этим, на мой взгляд, и занимается весь театр. В этом смысле театр – наука, в которой берут и рассматривают ситуации, а в истории остаются только те, которые ведут нас к праведным ответам и попадают в сердца всех людей.

Для меня все пути и поиски, которыми мы заняты, нужны для того, чтобы открыть один-единственный образ – образ Бога. В ком работает идея служения, в том расширяется идея и расширяются возможности для поиска формы этих исследований. А если думать узкими категориями своего бытия, то в этом ничего не родится.

ОДНА РЕАЛЬНОСТЬ – МНОГО ФОРМ

– В представлении любого зрителя режиссер – это человек, который ведет за собой артистов, а вы утверждаете, что все от идеи. То есть и режиссер – ведомая личность в театре?

– Да, режиссер должен быть ведом своими идеями, потому что только они могут увести за собой людей, а не человек неизвестного содержания. Режиссер – это просто тот, кто должен раскрыть идею, показать ее актерам.

– Вы хотите сказать, что режиссер не является автором своей идеи? Он ее не придумывает, а она ему откуда-то посылается?

– Именно так. Как справедливо писал в своих пьесах Чехов, нужно искать новые формы, но не поиск их многообразия должен быть самоцелью, а раскрытие одной вечной идеи с их помощью. Все идет от замысла Божьего, и лишь одну-единственную идею режиссеры открывают или не открывают, зрители познают или не познают. Смысл театра – показать ту же реальность, о которой немало сказано, но свежим взглядом. Хотя существуют перформансы, что означает формо­творчество, и оно тоже правомочно.

– В репертуаре вашего театра в основном классика, современную драматургию поставить не хотите?

– Я мало читаю современных авторов, потому что у меня пока множество задумок, которые хотел бы реализовать. К тому же они нередко используют неприемлемую для меня лексику в своих текстах, и я убежден, что это от слабости выразительных средств. Я люблю драматурга Петра Гладилина, он интересен тем, что берет форму, переворачивает ее другой стороной, чтобы раскрыть вечное и истинное содержание.

Еще Конфуций сказал, что все слова потеряли свой смысл, настало время давать вещам и явлениям новые имена. Вот именно это и делает Гладилин. Такие драматурги мне нравятся, я хочу еще две его пьесы поставить.

– Но если весь мир театр, как утверждается в известном выражении, тогда почему для вас слабость выразительных средств не становится частью этого мира и неприемлема на сцене?

– Это не креатив! Не отпечаток времени. Красоты не хватает. А ее надо открывать в человеке. Как? Сделать так, чтобы он восхитился, и тут грубая лексика – не помощник. Театр – это храм, а мы пришли к тому, что все над этим иронизируют. Да, есть мат, и вы вправе считать, что это все-таки отпечаток времени, что это жизненно. Но театр – храм, и в нем мы должны следовать не земле, а небу. Я убежден, что такие вещи не приближают к жизни – они приближают к смерти. Это игры лукавого. Еще раз: мир спасет красота, а не тыканье лицом в грязь. Для того чтобы красоту создать, нужно самому быть чистым душой. А это требует внутренних усилий.

НЕ РАЗВЛЕЧЬ, А УВЛЕЧЬ

– Многие театры находятся на самоокупаемости, государственные тоже должны зарабатывать. Вы могли бы поставить в театре спектакль для развлечения?

– Для меня это неприемлемо, потому что я вижу в этом большую ошибку. Конечно, можно срубить быструю кассу, но мне это не нравится. Это не приведет к катарсису. Люди в Россоши стали активнее ходить на спектакли, хотя многие из них не знали, что мы есть, а кто-то вообще спорил со знакомыми о том, зачем нам платить зарплату. Мы их заинтересовали именно тем, что после спектакля они могут поработать над собой. На мой взгляд, это самое важное. Ведь зачем люди на самом деле ходят в театр? Обычно много вариантов: отдохнуть, развлечься. А мне кажется, что люди ходят в театр за собой. Надевают костюмы и платья и идут в театр, чтобы почувствовать себя другими людьми – не бытовыми, а особыми. И мы должны дать зрителю не себя, а их. Но они тоже думают, что пришли за развлечением, а это не так – им надо другое, и они это осознают, когда мы доводим их до катарсиса, и они уходят обновленными. Пришли за развлечением, а ушли увлеченными. Режиссер должен быть в этом звене мыслителем, и только так театр должен работать.

Что касается финансирования, то живем мы скромно, но сейчас мы вошли в федеральную программу «Поддержка театров малых городов России», направленную на укрепление материально-технической базы театров и создание новых спектаклей. Государство занялось культурой и держит курс на ее децентрализацию, мне такая политика близка.

ЭТО ИНТЕРЕСНО

Спектакль «Исчезнувшие» поставлен по произведению Бориса Васильева «Пятница». Из короткого рассказа Евгений Хунгуреев сделал цельное художественное произведение, наполненное как метафорами, так и прямыми визуальными образами. В постановке использованы фотографии фронтовиков «Бессмертного полка», которые россошанцы присылали театру для видеоряда. Подробнее о лучшей постановке сезона «Берег» писал в номере от 26 марта 2021 года.