Газета,
которая объединяет

«Надо говорить о полутонах»

Классный «папа» Михаил Уразов – о своем опыте воспитания школьников
Рубрика: Социум№16 (2477) от
Автор: Ирина Лазарева

Виртуоз с обширным набором soft sкills (гибких навыков) – так сегодня могут сказать об идеальном классном руководителе. Его роль в современной образовательной среде трансформировалась и сводится не только к контролю за успеваемостью, но и к необходимости быть авторитетом, наставником, другом и примером.

О том, как все это совместить и при этом успешно преподавать свой предмет, «Берег» спросил учителя математики и информатики городской гимназии №9 Михаила Уразова. Педагог стал победителем муниципального профессионального конкурса «Классный руководитель», получив на прошлой неделе награду из рук руководителя управления образования и молодежной политики Любови Кулаковой. Церемония награждения состоялась в рамках фестиваля педагогического мастерства «От призвания к признанию – 2021».

ГЛАВНОЕ – ЗАЧЕМ

– Михаил Юрьевич, в 2018 году вы стали призером конкурса молодых педагогов, а теперь вы – лучший в городе классный руководитель. К абсолютной победе привел наработанный опыт?

– Для участия в конкурсе «Молодой педагог» нужны энтузиазм и желание поделиться своими методиками преподавания, а вот конкурс классных руководителей предполагает уже анализ педагогической деятельности за какой-то промежуток времени. Так что да, опыт, конечно, сыграл свою роль, но важны и интересные наработки.

Я понял, что лучшая практика в общении с детьми – действовать через личный пример. С ними нельзя быть голословным. Если я говорю, что нужно заниматься спортом, я сам должен это делать: я бегаю и придерживаюсь здорового образа жизни. То же касается и учебной деятельности. Можно заинтересовать, когда сам чем-то горишь. Мне нравится рассказывать ребятам о практическом применении школьных предметов, теперь это даже почти обязательно – давать урок и отвечать на вопрос «Зачем это нужно?» К примеру, знания математики пригодятся, когда нужно будет кусок земли разделить на равные по площади части. В магазине нужно уметь оперировать нецелыми числами и понятиями о различных математических величинах.

На внеклассных занятиях мы разрабатываем алгоритмы, которые позволяют определить, к примеру, кратчайший путь из пункта «а» в пункт «б». Мы делаем сайты с нуля. Плюс рассказываю детям, как компьютеры работают на аппаратном уровне, чтобы они понимали механику, все внутреннее устройство.

Также мы занимаемся проектной деятельностью. Недавно завершили совместный проект с Никитинской библиотекой, в котором узнавали исторические сведения о заброшенных городских достопримечательностях и придумывали, как и за счет чего их можно было бы реанимировать.

РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР

– А что такое классное руководство?

– Для начала классный руководитель – это учитель. Ты должен уметь хорошо и интересно подавать свой материал. Дети в первую очередь смотрят на тебя как на педагога. Но параллельно с этим классный руководитель в школе исполняет роль папы или мамы. И ты решаешь большое количество ежедневных детских проблем, начиная с контроля успеваемости и внутриклассового общения, заканчивая плохим самочувствием ребенка. На плечах классного «папы» – и задача объяснить, что такое хорошо, что такое плохо, и что не все всегда однозначно.

Еще один важный аспект в моей работе – грамотное выстраивание внутриклассового пространства, детям должно быть комфортно в школе.

Хороший классный руководитель – тот, к кому дети могут обратиться не только в школе, но и вне ее стен. Школа ведь не существует где-то в вакууме, она часть мира, который нас окружает.

– Но ведь добро и зло – константы, этой истине учат, наверное, все классные руководители. Но ваша фраза «не всегда однозначно» – о том, что современный мир усложнился, что он не тот, что прежде?

– Это о том, что в современном мире все перемешалось, он и все, что нас окружает – не полярно. У большого количества вещей есть множество полутонов. Не всегда получается сейчас делить на белое и черное, и детям нужно говорить, что мир сложный, и им придется с ним взаимодействовать. В этом соль воспитательной функции.

Но есть что-то, что всегда будет оставаться в черно-белом цвете. К примеру, не должно меняться отношение к победе в Великой Отечественной войне.

– Вы делаете акцент на воспитательной функции школьников, что изначально предполагает позицию «старший – младшему». Но считается, что вектор в образовательной среде меняется в сторону наставничества, и педагог должен стать, скорее, проводником по миру знаний с позицией «равный – равному»…

– Безусловно, ребенок – это личность и нельзя от него полностью дистанцироваться, чтобы вести диалог, подобно судье, или сверху вниз. Но граница, на мой взгляд, все-таки должна быть. И она заключается, наверное, во взаимном уважении.

При этом да, я, как учитель и классный руководитель, должен уметь говорить с ребятами на одном языке – теми формулировками и новомодными словами, которые они понимают. Но я не могу опуститься до употребления в речи жаргонизмов и обсценной лексики, хотя дети ею сегодня отлично владеют и в этом, наверное, и заключалась бы иллюстрация позиции «равенства». Так что дистанция все же должна быть, как и умение видеть любую ситуацию глубже, чем на это способен ребенок. Мы должны уметь смотреть на все глазами детей, чтобы их понимать. Но помогать им мы должны осо­знанно, а для этого наш уровень знаний, в том числе жизненного опыта, должен быть выше. Я думаю, что хорошим классным руководителям удается балансировать между дружбой и воспитанием.

МОНОТОННЫЙ ТРУД ОТЦА

– А признайтесь, вам ведь навязали классное руководство, как это часто бывает?

– Нет, я попросился сам, потому что мне было это интересно. Я вообще считаю, что, если ты работаешь в школе, то обязан быть классным руководителем, потому что это позволяет лучше чувствовать детей. Это более тесный контакт, который дает возможность совершенствоваться и развиваться самому педагогу тоже.

– Детские и подростковые шалости – обычное дело для любого классного руководителя. Но в классах бывает разная обстановка: ребенок может столкнуться с буллингом, например. Много говорят и о проблеме домашнего насилия, когда ребенок становится свидетелем страшных вещей, и это, конечно, отражается на нем. Как вы работаете с такими историями?

– Я сталкиваюсь со сложными семьями, непростыми родителями, у детей возникают возрастные проблемы, которые я тоже выслушиваю. Я уверен, что найти выход можно из любой ситуации – вода камень точит. Но и это нормально: мы все разные, со своими взглядами на мир.

Но, к счастью, случаев, связанных с буллингом или семейным насилием, в моей практике не было, хотя я понимаю, что такое бывает и от этого никто не застрахован. Но мне не страшно. Испуг или игнор – это не решение проблемы, в таких вопросах стоит действовать.

Повторюсь, что очень важна доверительная атмосфера в классе, чтобы ребенок был готов при необходимости поделиться с тобой настолько личным. А это работа! Это долгий монотонный труд, которым ты занимаешься ежедневно, проявляя внимание, интерес к жизни и увлечениям ребят. Я же классный «папа», а папы должны интересоваться жизнью своих детей.