Много веков назад, перед наступлением Великого поста, чтобы приумножить силу молитвы и подготовиться к самому главному празднику христиан – Пасхе, в среде египетских монахов было принято на весь период поста уходить в одиночку в пустыню в подражание Христу. Некоторые из уходящих не возвращались обратно: кто-то был растерзан дикими зверями, другие погибали в безжизненной пустыне от болезней. Потому, расходясь, чтобы встретиться только в Светлое Пасхальное Воскресенье, монахи просили друг у друга прощения за все вольные или невольные обиды, как перед смертью. Каждый понимал, что их встреча в преддверии Великого поста может оказаться последней.
Архив номеров →
В конце февраля губернатор Александр Гусев в своем телеграм-канале сообщил, что до 2028 года на территории яблоневых садов в Воронеже будут построены 1 млн кв.м жилья и ряд соцобъектов. Эта информация вызвала резонанс в воронежских соцсетях: мол, как такое можно допустить?
Письма от Газпромнефтегаза и Газпром-Нефти регулярно приходят на мою электронную почту вместе с посланиями от некоего хакера-рэкетира, который пугает тем, что проник в мой компьютер, получил доступ к электронной почте и видеокамере и поражен моей развратностью.
В минувшую пятницу, 5 марта, Ленинский районный суд отправил до 3 мая под домашний арест первого заместителя председателя Воронежской городской Думы Александра Провоторова, которому вменяется в вину ч.3 ст.159 Уголовного кодекса – мошенничество, совершенное с использованием своего служебного положения, а равно в крупном размере. В этот же день решением местного политсовета было приостановлено членство Александра Провоторова в партии «Единая России» – в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела.
Вначале первый вице-мэр по городскому хозяйству Сергей Петрин доложил о подготовке к благоустройству проспекта Революции. Так, в скором времени планируется объявить торги на поиск подрядной организации и по окончании процедуры приступить к работам на тротуарной части нечетной стороны главной улицы города.
Владельцы компаний, занятых на воронежском рынке пассажирских перевозок, считают бюджетное субсидирование их бизнеса едва ли не единственным средством, с помощью которого можно добиться качественных изменений в этом секторе городского хозяйства. По крайней мере, такое впечатление складывается из опубликованного на днях отчета пресс-службы областной Торгово-промышленной палаты о заседании транспортного комитета ТПП.
С 1 марта в РФ начали действовать новые СанПиН о санитарном содержании поселений и эксплуатации помещений. Новые правила коснутся, в принципе, каждого жителя МКД.
Талех расставляет на полках книги – это начало библиотеки благотворительного фонда на разных языках. Есть даже Коран, Библия и яркий фолиант советских времен «Азербайджанские ковры».
Открыв решающую часть Олимп-Первенства Футбольной национальной лиги победой в Оренбурге, «Факел» и в двух следующих поединках на чужих полях добился максимального результата. Наша команда впервые преуспела на искусственном газоне красноярского манежа, после чего при крайне непростых погодных условиях одолела претендующих на повышение нижегородцев.
Виртуоз с обширным набором soft sкills (гибких навыков) – так сегодня могут сказать об идеальном классном руководителе. Его роль в современной образовательной среде трансформировалась и сводится не только к контролю за успеваемостью, но и к необходимости быть авторитетом, наставником, другом и примером.
иртуоз с обширным набором soft sкills (гибких навыков) – так сегодня могут сказать об идеальном классном руководителе. Его роль в современной образовательной среде трансформировалась и сводится не только к контролю за успеваемостью, но и к необходимости быть авторитетом, наставником, другом и примером.
О том, как все это совместить и при этом успешно преподавать свой предмет, «Берег» спросил учителя математики и информатики городской гимназии №9 Михаила Уразова. Педагог стал победителем муниципального профессионального конкурса «Классный руководитель», получив на прошлой неделе награду из рук руководителя управления образования и молодежной политики Любови Кулаковой. Церемония награждения состоялась в рамках фестиваля педагогического мастерства «От призвания к признанию – 2021».
ГЛАВНОЕ – ЗАЧЕМ
– Михаил Юрьевич, в 2018 году вы стали призером конкурса молодых педагогов, а теперь вы – лучший в городе классный руководитель. К абсолютной победе привел наработанный опыт?
– Для участия в конкурсе «Молодой педагог» нужны энтузиазм и желание поделиться своими методиками преподавания, а вот конкурс классных руководителей предполагает уже анализ педагогической деятельности за какой-то промежуток времени. Так что да, опыт, конечно, сыграл свою роль, но важны и интересные наработки.
Я понял, что лучшая практика в общении с детьми – действовать через личный пример. С ними нельзя быть голословным. Если я говорю, что нужно заниматься спортом, я сам должен это делать: я бегаю и придерживаюсь здорового образа жизни. То же касается и учебной деятельности. Можно заинтересовать, когда сам чем-то горишь. Мне нравится рассказывать ребятам о практическом применении школьных предметов, теперь это даже почти обязательно – давать урок и отвечать на вопрос «Зачем это нужно?» К примеру, знания математики пригодятся, когда нужно будет кусок земли разделить на равные по площади части. В магазине нужно уметь оперировать нецелыми числами и понятиями о различных математических величинах.
На внеклассных занятиях мы разрабатываем алгоритмы, которые позволяют определить, к примеру, кратчайший путь из пункта «а» в пункт «б». Мы делаем сайты с нуля. Плюс рассказываю детям, как компьютеры работают на аппаратном уровне, чтобы они понимали механику, все внутреннее устройство.
Также мы занимаемся проектной деятельностью. Недавно завершили совместный проект с Никитинской библиотекой, в котором узнавали исторические сведения о заброшенных городских достопримечательностях и придумывали, как и за счет чего их можно было бы реанимировать.
РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР
– А что такое классное руководство?
– Для начала классный руководитель – это учитель. Ты должен уметь хорошо и интересно подавать свой материал. Дети в первую очередь смотрят на тебя как на педагога. Но параллельно с этим классный руководитель в школе исполняет роль папы или мамы. И ты решаешь большое количество ежедневных детских проблем, начиная с контроля успеваемости и внутриклассового общения, заканчивая плохим самочувствием ребенка. На плечах классного «папы» – и задача объяснить, что такое хорошо, что такое плохо, и что не все всегда однозначно.
Еще один важный аспект в моей работе – грамотное выстраивание внутриклассового пространства, детям должно быть комфортно в школе.
Хороший классный руководитель – тот, к кому дети могут обратиться не только в школе, но и вне ее стен. Школа ведь не существует где-то в вакууме, она часть мира, который нас окружает.
– Но ведь добро и зло – константы, этой истине учат, наверное, все классные руководители. Но ваша фраза «не всегда однозначно» – о том, что современный мир усложнился, что он не тот, что прежде?
– Это о том, что в современном мире все перемешалось, он и все, что нас окружает – не полярно. У большого количества вещей есть множество полутонов. Не всегда получается сейчас делить на белое и черное, и детям нужно говорить, что мир сложный, и им придется с ним взаимодействовать. В этом соль воспитательной функции.
Но есть что-то, что всегда будет оставаться в черно-белом цвете. К примеру, не должно меняться отношение к победе в Великой Отечественной войне.
– Вы делаете акцент на воспитательной функции школьников, что изначально предполагает позицию «старший – младшему». Но считается, что вектор в образовательной среде меняется в сторону наставничества, и педагог должен стать, скорее, проводником по миру знаний с позицией «равный – равному»…
– Безусловно, ребенок – это личность и нельзя от него полностью дистанцироваться, чтобы вести диалог, подобно судье, или сверху вниз. Но граница, на мой взгляд, все-таки должна быть. И она заключается, наверное, во взаимном уважении.
При этом да, я, как учитель и классный руководитель, должен уметь говорить с ребятами на одном языке – теми формулировками и новомодными словами, которые они понимают. Но я не могу опуститься до употребления в речи жаргонизмов и обсценной лексики, хотя дети ею сегодня отлично владеют и в этом, наверное, и заключалась бы иллюстрация позиции «равенства». Так что дистанция все же должна быть, как и умение видеть любую ситуацию глубже, чем на это способен ребенок. Мы должны уметь смотреть на все глазами детей, чтобы их понимать. Но помогать им мы должны осознанно, а для этого наш уровень знаний, в том числе жизненного опыта, должен быть выше. Я думаю, что хорошим классным руководителям удается балансировать между дружбой и воспитанием.
МОНОТОННЫЙ ТРУД ОТЦА
– А признайтесь, вам ведь навязали классное руководство, как это часто бывает?
– Нет, я попросился сам, потому что мне было это интересно. Я вообще считаю, что, если ты работаешь в школе, то обязан быть классным руководителем, потому что это позволяет лучше чувствовать детей. Это более тесный контакт, который дает возможность совершенствоваться и развиваться самому педагогу тоже.
– Детские и подростковые шалости – обычное дело для любого классного руководителя. Но в классах бывает разная обстановка: ребенок может столкнуться с буллингом, например. Много говорят и о проблеме домашнего насилия, когда ребенок становится свидетелем страшных вещей, и это, конечно, отражается на нем. Как вы работаете с такими историями?
– Я сталкиваюсь со сложными семьями, непростыми родителями, у детей возникают возрастные проблемы, которые я тоже выслушиваю. Я уверен, что найти выход можно из любой ситуации – вода камень точит. Но и это нормально: мы все разные, со своими взглядами на мир.
Но, к счастью, случаев, связанных с буллингом или семейным насилием, в моей практике не было, хотя я понимаю, что такое бывает и от этого никто не застрахован. Но мне не страшно. Испуг или игнор – это не решение проблемы, в таких вопросах стоит действовать.
Повторюсь, что очень важна доверительная атмосфера в классе, чтобы ребенок был готов при необходимости поделиться с тобой настолько личным. А это работа! Это долгий монотонный труд, которым ты занимаешься ежедневно, проявляя внимание, интерес к жизни и увлечениям ребят. Я же классный «папа», а папы должны интересоваться жизнью своих детей.